Молодые специалисты на рынке труда информационно-компьютерных технологий


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-5

Полный текст:




Аннотация

Введение. Ситуация на рынке труда IT-специалистов, сложившаяся в России после 24.02.2022, характеризовалась резким уменьшением предложения со стороны работодателей и ростом количества обучающихся специальностям информационно-компьютерных технологий. При этом заработные платы в IT-секторе по большинству специальностей уменьшились либо незначительно увеличились в сравнении с инфляцией за тот же период.

Постановка задачи. В статье на основе аналитики вакансий и зарплат в области IT-сферы изучаются возможности занятия выпускниками по специальностям информационно-компьютерных технологий позиций в области разработки программных продуктов, их сопровождения и управления IT-процессами.

Методика и методология исследования. Анализируются медианные значения заработных плат в вакансиях по различным IT-специальностям, производится их сравнение с текущими заработками работников в информационной сфере.

Результаты. Выявлены тенденции изменений заработных плат в IT-сфере в сравнении с вакансиями работодателей. Произведено сравнение заработных плат в вакансиях для выпускников вузов и учреждений СПО и в предложениях для специалистов с опытом работы.

Выводы. Выявлены наиболее востребованные позиции в IT-сфере для выпускников вузов и учреждений СПО по специальностям информационно-компьютерных технологий.


Об авторе

Я. У. Астафьев
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Астафьев Янис Улдисович – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

117 218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5



Список литературы

1. Kemp S. Digital 2022: the Russian Federation // DATAREPORTAL: website. 15.02.2022. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-russian-federation (accessed 18.09.2023).

2. Ведерина Е., Макарова Ю. Россия вошла в первую десятку рейтинга качества и доступности Интернета // РБК. Тренды: сайт. 15.09.2021. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/613eea0f9a7947a3178b11b3 (дата обращения: 18.09.2023).

3. «Идет жесткий хантинг»: почему в России резко выросли спрос на IT-специалистов и их зарплаты // Forbes: сайт. 16.04.2021. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/426519-idet-zhestkiy-hanting-pochemu-v-rossii-rezko-vyrosli-spros-na-it (дата обращения: 18.09.2023).

4. Более четверти опрошенных учащихся старших классов хотели бы работать в IТ в будущем // ТАСС: сайт. 02.11.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/16223091 (дата обращения: 18.09.2023).

5. Состояние рынка труда в России в ноябре 2022 // HR lider: сайт. URL: https://hrlider.ru/posts/rynok-truda-v-rossii-v-oktyabre-2022 (дата обращения: 25.01.2023).

6. Минцифры разъяснило отсрочку для ИТ-специалистов и журналистов // РБК: сайт. 23.09.2022. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/09/2022/632d77789a794768d7f60ac1 (дата обращения: 27.01.2023).

7. hh Cтатистика: сервис открытой аналитики рынка труда // HeadHunter: сайт. URL: https://stats.hh.ru (дата обращения: 25.01.2023).

8. «Недостаток в отрасли катастрофический», – в Госдуме заявили, что IT-специалистов не хватит, даже если вернуть уехавших // IXBT.com: сайт. 12.01.2023. URL: https://www.ixbt.com/news/2023/01/12/nedostatok-v-otrasli-katastroficheskij--v-gosdume-zajavili-chto-itspecialistov-ne-hvatit-dazhe-esli-vernut-uehavshih.html (дата обращения: 12.01.2023).

9. Доля выпускников IT-специальностей в России превысила европейский уровень // VC.ru: сайт. URL: https://vc.ru/education/539767-dolya-vypusknikov-it-specialnostey-v-rossii-prevysila-evropeyskiy-uroven (дата обращения: 18.09.2023).

10. 275 тысяч студентов СПО получают образование в сфере цифровых технологий // Минпросвещения России: сайт. 03.06.2022. URL: https://edu.gov.ru/press/5283/275-tysyach-studentov-spo-poluchayut-obrazovanie-v-sfere-cifrovyh-tehnologiy/ (дата обращения: 18.09.2023).

11. Шубкин В. Н., Астафьев Я. У. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. 5, № 3. С. 161–178.

12. Константиновский Д. Л. Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. Москва, 2015. С. 261–278.

13. Астафьев Я. У., Шубкин В. Н. Социология образования // Социология в России. Москва, 1998. C. 264–280.

14. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики; Москва: Ин-т эксперим. социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. 576 с.

15. Бурдье П. Социология социального пространства. Москва: Ин-т эксперим. социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. 288 c.

16. Зарплаты айтишников во втором полугодии 2021: +17 % за счет поддержки и администрирования в регионах // Хабр: сайт. 03.02.2022. URL: https://habr.com/ru/article/649423 (дата обращения: 18.09.2023).

17. Астафьев Я. У. Перспективные ниши дополнительного образования по IT-специальностям // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 10. С. 198–205. DOI: 10.37882/2223–2974.2022.10.05.

18. Зарплаты по профессиям: Россия // Zarplan.com. URL: https://zarplan.com/zarplata/po-professiyam/%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%AF/ (дата обращения: 18.09.2023).

19. Зарплаты айтишников во втором полугодии 2022: +7 % за счет регионов // Хабр: сайт. 02.02.2023. URL: https://habr.com/ru/article/714346 (дата обращения: 18.09.2023).

20. Зарплаты IT-специалистов в первом полугодии 2023: +10 % за счет регионов // Хабр: сайт. 18.07.2023. URL: https://habr.com/ru/specials/748058/ (дата обращения: 18.09.2023).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Астафьев Я.У. Молодые специалисты на рынке труда информационно-компьютерных технологий. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):637-647. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-5

For citation: Astafyev Y.U. Young specialists on the labor market of information and computer technologies. Professional education in the modern world. 2023;13(4):637-647. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-5

Просмотров: 148

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)