Искусственный интеллект и персонализированное обучение: технология скаффолдинг


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-3

Полный текст:




Аннотация

Введение. Цель исследования заключается в попытке ответить на следующий вопрос: каковы условия и стратегии реализации технологий ИИ для решения стратегической задачи перехода от массовых образовательных технологий, присущих Индустрии 4.0, к индивидуализированным образовательным технологиям грядущей Индустрии 5.0 на примере субтехнологии скаффолдинга (в пер. с англ. «строительные леса»). Под последней в образовательном дискурсе понимается оказание учащемуся поддержки исключительно при необходимости с постепенным уменьшением объема такой поддержки по мере повышения компетенций обучающегося.

Постановка задачи. В работе ставится задача определения условий и стратегий реализации технологий ИИ для осуществления перехода от массовых образовательных технологий, присущих Индустрии 4.0, к индивидуализированным образовательным технологиям грядущей Индустрии 5.0 на примере субтехнологии скаффолдинга.

Методика и методология исследования. В качестве методики исследования используется анализ отечественных и зарубежных источников.

Результаты исследования. Проведенный анализ показал, что, с одной стороны, субтехнология скаффолдинга способна эффективно решать задачи индивидуализации образовательного процесса как ответ на вызов современному образованию, с другой – потенциал применения вышеозначенной субтехнологии ограничен функционально воздействием внешних социально-экономических факторов.

Выводы. С одной стороны, современное образование находится в условиях тотальной цифровизации. При этом запросы общества требуют от образования индивидуализации, гуманизации и увеличения масштабов «человеческого прикосновения». Субтехнология скаффолдинга способна стать связующим звеном между искусственным интеллектом как частью цифровых технологий и образованием. Основная причина недостаточного использования субтехнологии скаффолдинга в настоящий момент состоит в его недостаточной изученности. Говоря о возможностях использования субтехнологии в России, стоит упомянуть о том, что исследований о влиянии последней на процесс обучения практически не проводилось, что делает невозможными как полноценное использование, так и оценку возможностей скаффолдинга в современном образовании.


Об авторах

А. А. Миндигулова
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Миндигулова Арина Александровна – старший преподаватель кафедры философии (факультет гуманитарного образования)

630 073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20, оф. 225



В. В. Вихман
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Вихман Виктория Викторовна – кандидат педагогических наук, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры философии (факультет гуманитарного образования), начальник отдела (учебное управление)

630 073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20, оф. 225



М. В. Ромм
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Ромм Марк Валериевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии (факультет гуманитарного образования)

630 073, г. Новосибирск, просп. Карла Маркса, 20, оф. 225



Список литературы

1. Ашилова М. С., Бегалинова К. К. Особенности образования в ХХI веке // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник. Москва, 2018. Вып. 1, ч. 2. С. 379–381.

2. Серова Н. С., Давлатмуродов Ш. Ш. Индивидуализация человека в эпоху глобализации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12, ч. 2. С. 175–177.

3. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. 242 с.

4. Castañeda L., Selwyn N. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. Art. 22. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0109-y.

5. Cureton D., Jones J., Hughes J., The postdigital university: do we still need just a little of that human touch? // Postdigital Science and Education. 2021. Vol. 3, no. 1. P. 223–241. https://doi.org/10.1007/s42438-020-00204-6.

6. Wood D., Bruner J. S., Ross G. The role of tutoring in problem solving // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1976. Vol. 17, no. 2. P. 89–100. DOI: 10.1111/j.1469–7610.1976.tb00381.x.

7. Jeon O., Lee Y. B., Jeong H., Lee S. J., Wells D., Alsberg E. Individual cell-only bioink and photocurable supporting medium for 3D printing and generation of engineered tissues with complex geometries // Materials Horizons. 2019. Vol. 6, no. 8. P. 1625–1631. DOI: 10.1039/c9mh00375d.

8. Wood D., Middleton D. A study of assisted problem-solving // British Journal of Psychology. 1975. Vol. 66, no. 2. P. 181–191.

9. Ouyang F., Chen S., Yang Y., Chen Y. Examining the effects of three group-level metacognitive scaffoldings on in-service teachers' knowledge building // Journal of Educational Computing Research. 2022. Vol. 60, no. 2. P. 352–379. https://doi.org/10.1177/07356331211030847.

10. Luo T., Arcaute K., Muljana P. S. Integrating inquiry-based learning into engineering education: a case study // Innovations in Education and Teaching International. 2023. Vol. 60, no. 6. P. 836–847. https://doi.org/10.1080/14703297.2022.2130393.

11. Rahmat N. H., Aripin N., Razlan Z., Khairuddin Z. The influence of metacognitive scaffolding on learning academic writing online // International Journal of Education. 2021. Vol. 13, no. 3. P. 48–63. DOI: 10.5296/ije.v13i3.18902.

12. Valero Haro A., Noroozi O., Biemans H., Mulder M. First- and second-order scaffolding of argumentation competence and domain-specific knowledge acquisition: a systematic review // Technology, Pedagogy and Education. 2019. Vol. 28, no. 3. P. 329–345. 10.1080/1475939X.2019.1612772.

13. Mahan K. R. The comprehending teacher: scaffolding in content and language integrated learning (CLIL) // The Language Learning Journal. 2022. Vol. 50, no. 1. P. 74–88. DOI: 10.1080/09571736.2019.1705879.

14. Puntambekar S. Distributed scaffolding: scaffolding students in classroom environments // Educational Psychology Review. 2022. Vol. 34, no. 1. P. 451–472. https://doi.org/10.1007/s10648-021-09636-3.

15. Калинина Т. Л. Скаффолдинг как формирующая поддержка в освоении иностранного языка: некоторые стратегии // Вопросы педагогики. 2019. № 6–1. С. 31–37.

16. Курьян М. Л., Воронина Е. А. Применение технологии педагогической поддержки («скаффолдинг») при обучении студентов эффективной обратной связи // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 461. С. 183–191.

17. Чиркова Е. И., Процуто М. В., Зорина Е. М., Цапаева Ю. А. Ролевые игры в технологии скаффолдинга // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 245–256.

18. Рафикова А. С. Социальный конструктивизм и коллаборативное обучение // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5–1. С. 165–168. DOI: 10.24412/2500-1000-2022-5-1-165-168.

19. Войтик Н. В., Полетаева О. Б., Абсалямова Р. А. Конъюнктура иноязычного образовательного пространства в условиях цифровизации // Язык и культура. 2022. № 59. С. 130–152.

20. Margolis A. A. Zone of proximal development, scaffolding and teaching practice // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 3. C. 15–26.

21. Выготский Л. С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград, 1935. С. 96–115.

22. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. 288 с.

23. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Education in the era of the Fourth Industrial Revolution: development vector, prospects and challenges for Russia // Space and Culture, India, 2018. Vol. 7, no. 5. P. 70–79. https://doi.org/10.20896/saci.v7i5.703.

24. Французова О. А. Педагог и учащийся в цифровой среде префигуративной культуры // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 2. С. 52–66.

25. Грязнова Е. В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ // Философия и культура. 2016. № 3. С. 452–458.

26. Грязнова Е. В., Афанасьев С. В. Индивидуализация человека в информационной социализации // Философская мысль. 2017. № 1. С. 17–29.

27. Alexandre F., Becker J., Comte M.-H., Lagarrigue A., Liblau R., Romero M., Viéville T. Why, what and how to help each citizen to understand artificial intelligence? // KI – Künstliche Intelligenz. 2021. Vol. 35, no. 2. 191–199. https://doi.org/10.1007/s13218-021-00725-7.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Миндигулова А.А., Вихман В.В., Ромм М.В. Искусственный интеллект и персонализированное обучение: технология скаффолдинг. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(4):613-622. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-3

For citation: Mindigulova A.A., Vikhman V.V., Romm M.V. Artificial intelligence and personalized learning: Scaffolding technology. Professional education in the modern world. 2023;13(4):613-622. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-3

Просмотров: 287

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)