Специфика психологического сопровождения образования: академические службы поддержки сотрудников и обучающихся вузов
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-18
Аннотация
Постановка задачи, Цель исследования – анализ специфики психологического сопровождения образования в контексте реализации двойных функций вузовских академических службы поддержки сотрудников и обучающихся: 1) помощи в осмыслении и разрешении проблем и задач, непосредственно связанных с качеством и процессом образования; 2) помощи в осмыслении и разрешении задач личностного, межличностного и профессионального развития, не связанных напрямую с образовательным процессом и его результатами, но оказывающими существенное воздействие на общее качество их жизни и развития (фрустрирующими и создающими препятствия, блокирующими развитие и т. д.).
Методика и методология исследования, Метод исследования – теоретический анализ специфики психологического сопровождения образования в контексте реализации академическими службами университетов их многочисленных функций психологической поддержки сотрудников и обучающихся в контексте задач образовательного процесса и их жизнедеятельности в целом. Методологической основой исследования выступает системный подход к анализу специфики психологического сопровождения образования.
Результаты. Академические службы сопровождения образования в вузах выполняют двойные функции: 1) ведущей функцией является помощь в решении задач, непосредственно связанных с образованием, его качеством, психологической насыщенностью, безопасностью и т. д.; 2) помощь субъектам и стейкхолдерам образования в разрешении иных проблем их личностного, межличностного и профессионального развития.
Выводы. Проблема специфики академических служб психологического сопровождения образования остается открытой. Ее различные решения образуют разные модели их деятельности, многие из которых естественным образом складываются как системные: многоуровневые и многокомпонентные.
Об авторах
Г. В. ВалееваРоссия
Валеева Галина Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры валеологии и биомедицинских дисциплин
454080, г. Челябинск, Челябинская обл., пр. Ленина, 69
С. В. Гриднева
Россия
Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики
344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4
М. Р. Арпентьева
Россия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), внештатный эксперт
248000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44
А. И. Тащёва
Россия
Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики
344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4
Список литературы
1. Арпентьева М.Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. 750 с.
2. Armistead Rh.J., Smallwood D.L. The National Association of School Psychologists model for comprehensive and integrated school psychological services // Best practices: data-based and collaborative decision making. Bethesda, 2021. Vol. 4. P. 9–20.
3. Петровская Л.А., Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание (самопонимание) личности // Личность и образование: психологическая поддержка развития. Шуя, 1999. С. 84–93.
4. Comprehensive school-based mental and behavioral health services and school psychologists // NASP. National Association of School Psychologists. URL: https://www.nasponline.org/resources-and-publications/resourcesand-podcasts/mental-and-behavioral-health/additional-resources/comprehensive-school-based-mental-andbehavioral-health-services-and-school-psychologists (accessed 21.05.2023).
5. Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования: [коллективная моногр.] / под ред. М.Р. Арпентьевой [и др.]. Торонто, 2019. 230 c.
6. Арпентьева М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2023. 252 с.
7. Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Практические аспекты психологии здоровья. Челябинск: Изд-во Юж.‑Урал. гос. гуманитар.‑пед. ун-та, 2020. 265 с.
8. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. Москва: Смысл, 2007. 687 с.
9. Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.‑практ. конф. с междунар. участием (Москва, 27–28 окт. 2017 г.) / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. Москва: МГППУ: НИУ ВШЭ, 2017. 424 с.
10. Психологическая служба учреждений высшего образования: интеграция учащейся молодёжи Республики Крым в социокультурное пространство РФ: [коллективная моногр.] / под общ. ред. С.В. Кучеренко. Ялта: КФУ, 2019. 200 с.
11. Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с.
12. Минигалиева М.Р. Проблема ответственности психолога-консультанта // Мир психологии. 2001. №2. С. 253–262.
13. Слугин В.В. К проблеме психологического сопровождения образовательной деятельности вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2014. №1 С. 97–104.
14. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В. Психодинамический подход к оценке и коррекции психологического здоровья субъектов образования // Герценовские чтения. 2019. №2. С. 248–259.
15. Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде: [коллективная моногр.] / науч. ред.: В.М. Голянич. Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 396 с.
16. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: [коллективная моногр.]/ отв. ред. Т.Н. Разуваева. Белгород: ИД «Белгород», 2017. 342 с.
17. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Москва: Юрайт, 2020. 228 с.
18. Henry C. Psychological service support for colleges of further and higher education // Educational Psychology in Practice. 1994. Vol. 9, no. 4. P. 227–233. DOI: https://doi.org/10.1080/0266736940090406.
19. Валеева Г.В., Тюмасева З.И. Субъективные предпосылки формирования зависимого поведения студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического ун-та. 2019. №5. С. 245–258.
20. Соловьева Е.В. Адаптация студентов-первокурсников в новой образовательной среде как предмет психологического консультирования // Russian Journal of Educationand Psychology. 2019. Т. 10, no. 6. С. 24–31.
21. Бабина А.А., Тимшанова Д.Х., Толстова Н.В. Психологическое консультирование в вузе: трудности и возможности // Новая наука: cовременное состояние и пути развития. 2016. №9. С. 81–84.
22. Иванова В.Н. Исследование трудностей в межличностных отношениях студентов на этапе адаптации к вузу // Скиф. 2021. №4. С. 78–82.
23. Zeren S.G., Erus S.M., Amanvermez Y. University students» attitudes towards seeking psychological help and their responses related to the offer of help // International Online Journal of Educational Sciences. 2017. Vol. 9, no. 2. P. 439–453. URL: https://iojes.net/?mod=tammetin&makaleadi=&makaleurl=IOJES_2386.pdf&key=40727 (accessed 17.07.2023).
24. Шилова Т.А. Система психологического консультирования студентов в условиях вуза // Педагогика и современность. 2015. №6. С. 63–66.
25. Bisinoto C., Marinho C., Almeida L. La psicologíaeducativaen la educación superior: la situación actual en Portugal // Revista De Psicología. 2014. Vol. 32, no. 1. P. 91–119.
26. Наумова М.В., Овсянникова О.С. Профориентационное сопровождение в вузе как условие формирования социальной мобильности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, №4. С. 111–114.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Валеева Г.В., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р., Тащёва А.И. Специфика психологического сопровождения образования: академические службы поддержки сотрудников и обучающихся вузов. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):563-571. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-18
For citation: Valeeva G.V., Gridneva S.V., Arpentieva M.R., Tashcheva A.I. Specificity of psychological support of education: Academic support services for employees and university students. Professional education in the modern world. 2023;13(3):563-571. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-18
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.