Единая информационная образовательная среда как основа формирования профессиональных компетенций
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-16
Аннотация
Постановка задачи. Создание информационной образовательной среды – ведущая цель, стоящая перед системой образования. Ее решение определяет эффективность внедрения цифровых средств обучения, а также качественные показатели образовательного процесса на всех его ступенях. Цель статьи – представить структурно-содержательную модель единой информационно-образовательной среды на примере достижения целей экологической подготовки военных специалистов (ЕИОС ЭП).
Методика и методология исследования. Методологической базой послужили научные положения о том, что первоочередная задача цифровой трансформации образования лежит в плоскости отбора и организации образовательного контента, а не в техническом решении вопроса; информационная образовательная среда является средством формирования индивидуализированного образовательного пространства реализации смысловых контентов, не доступных прежде. При подготовке статьи использованы методы обобщения (педагогического опыта и опыта военных специалистов), моделирования в ходе определения образовательных стратегий, проведен педагогический эксперимент, включающий проверку сформированности когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов культуры рационального использования ресурсов.
Результаты. Предложена модель единой информационной образовательной среды для экологической подготовки военнослужащих. Проведенное эмпирическое исследование включало анкетирование и решение ситуационных задач обучающимися, преподавателями, военнослужащими. Анализ результатов подтвердил мнение авторов статьи о необходимости создания ЕИОС ЭП, в основу которой положены принципы экологизации информационной образовательной среды и интеграции внутри образовательно-профессионального пространства.
Выводы. В результате освоения субъектом всей совокупности условий среды формируется экологическая компетентность специалиста, которую следует расценивать как корпоративный образовательный результат. На основе теоретического анализа и данных эксперимента сделаны рекомендации по созданию ЕИОС, обозначены перспективные направления исследования в этой области.
Об авторах
О. В. СелезневаРоссия
Селезнева Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физико-математических дисциплин
644020, г. Омск, проспект Карла Маркса, дом 84, кв. 46
И. З. Кузяев
Россия
Кузяев Илдар Зиннятович – адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения), факультета подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного образования
614112, г. Пермь, Гремячий Лог, 1
Список литературы
1. Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, №2. С. 22–32.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
3. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, №8/9. С. 67–82.
4. Дадахаев М.А. Информационно коммуникативное пространство и его роль в появлении homo informaticus: социально философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 12. С. 184–191.
5. Булгаков Д.В., Целыковских А.А. Подготовка специалистов МТО со знаком качества совершенствование учебно-материальной базы высших военно-учебных заведений, применение инновационных технологий и реального боевого опыта в образовательной деятельности // Вестник военного образования. 2018. №3. С.10–17.
6. Заскалькин Е.Б., Салтрукович Н.Е. Проблема эффективности электронных образовательных ресурсов как средства формирования информационной компетентности выпускников ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, №4. С. 125–128.
7. Скибо Т.Ю. Информатизация военного образования к вопросу разработки методологических основ развития информационно-образовательной среды военного вуза // Вестник военного образования. 2019. №6. С. 50–54.
8. Красильникова В.А. Электронные компоненты информационно-образовательной среды //Открытое и дистанционное образование. 2002. №4. С. 63–66.
9. Токтарова В.И., Федорова С.Н. Информационно-образовательная среда вуза: интерпретационный и содержательный анализ // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12, №4. С. 77–87.
10. Астрaмецкая Н.П. Концепция единой информационно-образовательной среды (ИОС) в контексте цифровой трансформации образования // European Journal of Humanities and Social Sciences. 2019. №1. С. 63–66.
11. Водяненко Г.Ф. Образовательное пространство человека // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 138–140.
12. Касторнова В.А., Дмитриев Д.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. №2. С. 83–91.
13. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2. С. 108–114.
14. Селезнева О.В., Кузнецова Н.С. Когнитивная визуализация как способ активизации учебно-познавательной деятельности при работе с электронным учебником // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, №4. С. 128–134.
15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.
16. Токтарова В.И., Шпак А.Е. Проектирование мобильной информационно-образовательной среды вуза // Высшее образование в России. 2021. № 12. С. 123–133.
17. Гришаева Ю.М. Эколого-образовательное пространство вуза // Астраханский вестник экологического образования. 2012. №1. С. 87–90.
18. Князева Е.Н. Перспективы экологического эволюционизма // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. 2013. №1. С. 13–25.
19. Селезнева О.В. Поиск путей реализации педагогического потенциала курса военной экологии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, №4. С. 116–127.
20. Kosolapova L.A., Mosina M.A., Selezneva O.V., Pastukhova L.A., Kuzyaev I.Z. Study of the competence of cadets of military universities in the organization of rational water use and water management // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. Vol. 987. Art. 012016. DOI: 10.1088/1755–1315/987/1/012016.
21. Длимбетова Г.К., Моисеева Л.В., Абенова С.У. Экологическое пространство вуза. «Зеленый университет». Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2021. 200 с.
22. Селезнева О.В. Модель экологоориентированной культуротворческой среды военного вуза // Непрерывное образование: XXI век. 2022. №1. С. 59–72.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Селезнева О.В., Кузяев И.З. Единая информационная образовательная среда как основа формирования профессиональных компетенций. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):545-554. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-16
For citation: Selezneva O.V., Kuzyaev I.Z. Unified information and educational environment as a basis for the formation of professional competencies. Professional education in the modern world. 2023;13(3):545-554. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.