Разработка дополнительной программы повышения квалификации преподавателей информатики в условиях цифровой трансформации
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-15
Аннотация
Постановка задачи. Цель исследования –определить текущее состояние программ повышения квалификации для преподавателей, компетенции и инструменты, необходимые для этого повышения.
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало формирование цифровой компетенции преподавателей, которое осуществляется в процессе прохождения программ повышения квалификации, направленное на усовершенствование знаний, умений и навыков преподавателей информатики.
Результаты. Проведен анализ информации, который показывает, что уровень цифровой компетентности преподавателей, степень готовности и желания преподавателей использовать цифровые инструменты и сервисы в образовательном процессе предполагают необходимость разработки вопросов организации эффективного онлайн-общения участников образовательного процесса. На основе анализа перечня актуальных цифровых компетенций в сфере образования автор предлагает внедрение в образовательный процесс преподавателями разработку и проектирование цифровых образовательных ресурсов по преподаваемой ими дисциплине на платформе «STEPIK» https://stepik.org/.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные онлайн-платформы могут быть использованы при разработке программ дополнительного повышения квалификации для преподавателей.
Об авторах
Г. А. КолосковаРоссия
Колоскова Галина Александровна – аспирант
101000, г. Москва, ул. Жуковского, 16
И. В. Капустин
Россия
Капустин Иван Владимирович – старший преподаватель
127 994, г. Москва, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9
Ю. В. Яшина
Россия
Яшина Юлия Владимировна – старший преподаватель
127994, г. Москва, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9
Список литературы
1. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. №2. С. 26–30. URL: http://e-koncept.ru/2016/16026.htm (дата обращения: 27.05.2023).
2. Owens J., St Croix T. de. Engines of social mobility? Navigating the discourse of meritocratic education in an unequal society // British Journal of Educational Studies. 2020. Vol. 68, №4. P. 403–424. DOI: 10.1080/00071005.2019.1708863.
3. Козлов О.А. Развитие цифровой трансформации образования: российский и зарубежный опыт // Информатика: проблемы, методы, технологии: материалы XXI Междунар. науч.‑метод. конф. Воронеж, 2021. С. 1704–1711.
4. Koloskova G.A., Lyamina I.M. The development of computational thinking when studying the discipline «Informatics» // Последние тенденции в области науки и образования: материалы Междунар. (заоч.) науч.‑практ. конф. Нефтекамск, 2021. С. 57–61.
5. Готская И.Б. Массовые открытые онлайн курсы: опыт реализации, проблемы и перспективы // Современное образование: традиции и инновации. 2015. №4. С. 96–100.
6. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А. Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. №3. С. 58–72.
7. Барышева И.В., Малкина Е.В., Козлов О.А. Дидактические проблемы организации учебного процесса в университете в условиях онлайн и офлайн обучения // Образовательное пространство в информационную эпоху: междунар. науч.‑практ. конф.: сб. науч. тр. Москва, 2021. С. 80–87.
8. Колоскова Г.А., Лямина И.М. Мотивация студентов на овладение знаниями и умениями в системах дистанционного обучения // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: сб. V Всерос. (нац.) науч. конф. Новосибирск, 2020. С. 551–553.
9. Kudashov V.I., Chernykh S.I., Yatsenko M.P., Grigorieva L.I., Pfanenstiel I.A., Rakhinskiy D.V. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele Universitatii din Craiova. Istorie. 2017. Vol. 22, no. 1. P. 139–147
10. Musat R.P., Mineev V.V., Neskryabina O.F., Panasenko G.V., Maksimov S.V., Rakhinsky D.V. The artistic worldview in the context of sociocultural realia // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8, no. 23. P. 350–357.
11. Гладышев А.А., Гладышева А.А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №1. С. 3508–3519. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200114.
12. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №1. С. 3418–3427. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200104.
13. Koloskova G.A., Lyamina I.M. Teaching a foreign language using multimedia technologies // Актуальные вопросы филологии: теория и практика: материалы IV Междунар. науч.‑практ. конф. Волгоград, 2021. С. 75–77.
14. Кудашов В.И., Черных С.И., Яценко М.П., Рахинский Д.В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, №4. С. 583–592.
15. Трашкова С.М. Информационные технологии в образовании: теоретико-правовые аспекты // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. №3. С. 47–51.
16. Трашкова С.М., Рахинский Д.В. Образовательная политика и вопросы качества образования // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: сб. материалов III Всерос. науч.‑конф. Красноярск, 2012. С. 254–258.
17. Колоскова Г.А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10, № 37. С. 99–106.
18. Яковлева И.В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, №1. С. 2443–2450.
19. Костюк Ю.Л., Левин И.С., Фукс А.Л., Фукс И.Л., Янковская А.Е. Массовые открытые онлайн курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. 2014. №1. С. 89–97.
20. Барышева И.В., Козлов О. Изменения методики изучения программирования студентами профильных специальностей в условиях дистанционной работы // Информатизация образования – 2021: сб. материалов Междунар. науч.‑практ. конф. к 85‑летию со дня рождения Я.А. Ваграменко, к 65‑летию ЛГТУ. Липецк, 2021. С. 67–75.
21. Jin J., Ball S.J. Meritocracy, social mobility and a new form of class domination // British Journal of the Sociology of Education. 2020. Vol. 41, no. 1. P. 64–79. DOI: 10.1080/01425692.2019.1665496.
22. Koutsouris G., Anglin-Jaffe H., Stentiford L. How well do we understand social inclusion in education? // British Journal of Educational Studies. 2020. Vol. 68, no. 2. P. 179–196. DOI: 10.1080/00071005.2019.1658861.
23. Федулина С.Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Pedagogica/4_141554.doc.htm (дата обращения: 27.05.2023).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Колоскова Г.А., Капустин И.В., Яшина Ю.В. Разработка дополнительной программы повышения квалификации преподавателей информатики в условиях цифровой трансформации. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):537-544. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-15
For citation: Koloskova G.A., Kapustin I.V., Yashina Y.V. Development of an additional training program for computer science teachers in the context of digital transformation. Professional education in the modern world. 2023;13(3):537-544. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-15
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.