Социально-психологические аспекты подготовки практических психологов образования в вузе
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-14
Аннотация
Постановка задачи. Целесообразность средств стимулирования у будущих специалистов активности по формированию профессионально важных качеств предполагает опору на понимание как сущности желаемых для профессионала характеристик, так и представлений о них обучающихся. Поскольку системообразующее качество профессионального позиционирования и взаимодействия определяется в терминах профессиональной культуры, было проведено опросное исследование представлений о профессиональной культуре студентов, получающих специальность психолога образования.
Методика и методология исследования. Студенты Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева (N = 151) в качестве респондентов исследования отвечали на вопросы, выявляющие содержание субъективного понимания сущности профессиональной культуры и уровней ее развития, факторов формирования профессиональной культуры в образовательном процессе, а также субъективную оценку собственного уровня развития профессиональной культуры и общего уровня однокурсников. Для обработки полученных данных использовались качественный анализ и описательная статистика.
Результаты. Анализ данных опроса показал, что представления студентов о профессиональной культуре имеют продуктивные аспекты, такие как направленность на самореализацию и помощь в определении ресурсности клиентов, ценность профессиональной и личностной рефлексии, и дефицитарные, главными из которых являются отсутствие системного видения профессиональной ситуации, недостаточное понимание значимости взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса.
Выводы. Представления студентов проанализированы в соотнесении с комплексом ключевых составляющих профессиональной культуры, включающим: ориентированность на ресурсные аспекты личности и ситуации; системное видение профессиональной ситуации; владение средствами экологичного воздействия; личностно-профессиональную ответственность, опирающуюся на рефлексию потребностной удовлетворенности субъектов образовательного процесса. Описаны особенности обучения, создающие условия для формирования у обучающихся направленности на развитие социально-психологической составляющей профессиональной компетентности в соответствии с технологическиисполнительским, рефлексивным, профессионально-конструктивным уровнями.
Об авторе
Н. В. ЛукьянченкоРоссия
Лукьянченко Наталья Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Институт социального инжиниринга
660037, г. Красноярск, проспект им. газеты Красноярский рабочий, 31
Список литературы
1. Лукьянченко Н.В. Психология как игрок в системе отношений «человек-общество» // Практики развития: теоретические и технологические решения и вопросы в цифровую эпоху: материалы XXVI науч.‑практ. конф. (Красноярск, 25–27 апр. 2019 г.). Красноярск, 2020. С. 68–77.
2. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19, №2. С. 9–19. DOI: 10.17759/bppe.2022190201.
3. Марголис А.А. Соотношение процессов подготовки психолога и особенностей профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2003. Т. 8, №2. C. 5–10.
4. Мухина С.Е., Федосеева Е.П., Буйлова Е.В., Астапенко Н.П. Особенности подготовки психологов к работе с родителями детей с аутизмом // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, №2. С. 201–210. DOI: https://doi.org/10.20913/2618–7515-2021-2–20.
5. Лукьянченко Н.В. Профессиональная культура практического психолога образования: что делать? // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9, №3. С. 75–85.
6. Лукьянченко Н.В. Границы и контексты как ключевые аспекты социально-психологического ракурса исследования идентичности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. Т. 1, №3. С. 249–256.
7. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1. С. 15–32.
8. Черепанов А.В., Рехтина Г.А. Применение инструментария тренинг-технологии как основа её успешной реализации во внутриорганизационном обучении // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, №3. С. 206–215. DOI: https://doi.org/10.20913/2224–1841-2021-3–20.
9. Лукьянченко Н.В. Возможности прикладной социальной психологии в оптимизации работы служб сопровождения (на примере взаимодействия с родителями детей, имеющих особенности развития) // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, №2. С. 117–131.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Лукьянченко Н.В. Социально-психологические аспекты подготовки практических психологов образования в вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):528-536. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-14
For citation: Lukyanchenko N.V. Socio-psychological aspects of the training of practical psychologists of education at the university. Professional education in the modern world. 2023;13(3):528-536. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.