Мнемотехника как эффективная педагогическая технология в изучении русской медицинской лексики иностранными студентами-медиками


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-13

Полный текст:




Аннотация

Введение. Статья посвящена вопросам применения мнемотехники как эффективной педагогической технологии в изучении иностранными студентами медицинских факультетов профессиональной медицинской лексики на русском языке. Основным запросом современного общества является высокий уровень обученности выпускников медицинских факультетов, в том числе выпускников-иностранцев, изучающих русский язык.
Постановка задачи. Цель статьи – показать положительный результат применения авторской мнемотехники как эффективной педагогической технологии в обучении студентов-медиков из арабских стран, решающей задачи быстрого запоминания и правильного воспроизведения профессиональных медицинских терминов на русском языке (на примере текста по дисциплине «Анатомия»).
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало выявление объема запомненной и воспроизведенной русской профессиональной медицинской лексики иностранными студентами в ходе эксперимента.
Результаты. Педагогическая технология с мнемоническими приемами была внедрена автором на занятиях с иностранными студентами из арабских стран 2 – 4 курсов медицинского факультета Ульяновского государственного университета, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Исследования, проведенные с экспериментальной и контрольной группами студентов, после применения авторской технологии показали: в экспериментальной группе объем воспроизведенной информации – 71 % от изученного объема информации, а в контрольной – всего 42 %, что свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная технология значительно ускоряет запоминание медицинской лексики иностранными студентами и может быть использована на занятиях русского языка как иностранного на медицинских факультетах российских вузов.

Об авторе

Л. Н. Леонтьева
Ульяновский государственный университет
Россия

Леонтьева Лидия Нектарьевна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания 

432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42



Список литературы

1. Калиш Е.Е. Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, №1. Ст. 19. DOI: 10.17150/2411–6262.2017.8 (1).19.

2. Хохлова Л.П. Методы запоминания информации // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №2. С. 40–43.

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва, 2007. С. 119.

4. Дзюба Е.В., Смоляк А.А. Мнемонические приемы в учебных пособиях по русскому языку как иностранному // Лингвокультурология, 2021. № 15. С. 57–66.

5. Мурашов О.В. Классификация методов и приемов мнемонического обучения анатомии человека в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2019. № 193. С. 127–135.

6. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Москва: ВЛАДОС, 2010. 628 с.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2005. 173 с.

8. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. На базе учебного курса Школы рационального чтения. Москва: Школа рацион. чтения, 2000. 177 c.

9. Маркелова Т.А. Современная лингводидактика и мнемоника: из опыта обучения запоминанию иноязычной лексики // Вестник РГГУ. Серия, Психология. Педагогика. Образование. 2021. №3. С. 109–119.

10. Микалаускайте Е.Ю., Нагибина И.Г., Славкина И.А. Мнемотехники в обучении русскому языку как иностранному // Филологический класс. 2020. Т. 25, №4. С. 189–199.

11. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. Москва: Наука, 1983. 215 с.

12. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6. С. 26–38.

13. Солсо Р. Когнитивная психология. Модели памяти. 2‑е изд. Москва: Тривола, 2002. С. 154–171.

14. Маклаков А. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 11 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Леонтьева Л.Н. Мнемотехника как эффективная педагогическая технология в изучении русской медицинской лексики иностранными студентами-медиками. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):520-527. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-13

For citation: Leonteva L.N. Mnemonics as effective pedagogical technology in the studying of Russian medical lexicon by foreign medical students. Professional education in the modern world. 2023;13(3):520-527. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-13

Просмотров: 166

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)