Мнемотехника как эффективная педагогическая технология в изучении русской медицинской лексики иностранными студентами-медиками
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-13
Аннотация
Постановка задачи. Цель статьи – показать положительный результат применения авторской мнемотехники как эффективной педагогической технологии в обучении студентов-медиков из арабских стран, решающей задачи быстрого запоминания и правильного воспроизведения профессиональных медицинских терминов на русском языке (на примере текста по дисциплине «Анатомия»).
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало выявление объема запомненной и воспроизведенной русской профессиональной медицинской лексики иностранными студентами в ходе эксперимента.
Результаты. Педагогическая технология с мнемоническими приемами была внедрена автором на занятиях с иностранными студентами из арабских стран 2 – 4 курсов медицинского факультета Ульяновского государственного университета, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Исследования, проведенные с экспериментальной и контрольной группами студентов, после применения авторской технологии показали: в экспериментальной группе объем воспроизведенной информации – 71 % от изученного объема информации, а в контрольной – всего 42 %, что свидетельствует о высокой эффективности разработанной педагогической технологии.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная технология значительно ускоряет запоминание медицинской лексики иностранными студентами и может быть использована на занятиях русского языка как иностранного на медицинских факультетах российских вузов.
Об авторе
Л. Н. ЛеонтьеваРоссия
Леонтьева Лидия Нектарьевна – старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42
Список литературы
1. Калиш Е.Е. Использование принципов педагогической мнемотехники в преподавании иностранного языка // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, №1. Ст. 19. DOI: 10.17150/2411–6262.2017.8 (1).19.
2. Хохлова Л.П. Методы запоминания информации // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №2. С. 40–43.
3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». Москва, 2007. С. 119.
4. Дзюба Е.В., Смоляк А.А. Мнемонические приемы в учебных пособиях по русскому языку как иностранному // Лингвокультурология, 2021. № 15. С. 57–66.
5. Мурашов О.В. Классификация методов и приемов мнемонического обучения анатомии человека в вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2019. № 193. С. 127–135.
6. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Москва: ВЛАДОС, 2010. 628 с.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2005. 173 с.
8. Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. На базе учебного курса Школы рационального чтения. Москва: Школа рацион. чтения, 2000. 177 c.
9. Маркелова Т.А. Современная лингводидактика и мнемоника: из опыта обучения запоминанию иноязычной лексики // Вестник РГГУ. Серия, Психология. Педагогика. Образование. 2021. №3. С. 109–119.
10. Микалаускайте Е.Ю., Нагибина И.Г., Славкина И.А. Мнемотехники в обучении русскому языку как иностранному // Филологический класс. 2020. Т. 25, №4. С. 189–199.
11. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. Москва: Наука, 1983. 215 с.
12. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. №6. С. 26–38.
13. Солсо Р. Когнитивная психология. Модели памяти. 2‑е изд. Москва: Тривола, 2002. С. 154–171.
14. Маклаков А. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 11 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Леонтьева Л.Н. Мнемотехника как эффективная педагогическая технология в изучении русской медицинской лексики иностранными студентами-медиками. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):520-527. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-13
For citation: Leonteva L.N. Mnemonics as effective pedagogical technology in the studying of Russian medical lexicon by foreign medical students. Professional education in the modern world. 2023;13(3):520-527. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-13
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.