Интегративный подход как вектор персонализации образовательных практик в медицинском вузе
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-12
Аннотация
Постановка задачи. Задача исследования – проанализировать процесс формирования клинического мышления, интеллектуальных и коммуникативных компетенций в процессе подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в медицинском вузе на основе применения интегративного подхода, оценки типа мышления и обучения, конституциональных особенностей обучающегося и преподавателя, метода семантического дифференциала.
Методика и методология исследования. Методология материала, представленного в статье, базируется на внедрении системного (целостного) подхода для изучения индивидуальных конституциональных (психических и физических) особенностей педагогов и студентов-медиков в связи с обучением и дальнейшей профессиональной деятельностью.
Результаты. В статье проанализированы современные тенденции и проблемные вопросы образовательного процесса в педагогике и андрагогике, обусловленные технологическим прогрессом, развитием цифровых технологий, дистанционных видов и форм обучения, формированием так называемого «цифрового поколения» студентов, требующие разработки и внедрения инновационных методологических подходов и методов в образовательный процесс подготовки специалистов в медицинских вузах. Продемонстрирована необходимость формирования не только интеллектуальных и коммуникативных компетенций в процессе овладения профессией, но и понятийно-логических схем клинического мышления с использованием метода семантического дифференциала. Показана роль конституциональных особенностей преподавателя и студента в подготовке будущих специалистов. Проиллюстрирована зависимость между профессиональными и личными качествами преподавателя высшей школы и обучающихся.
Выводы. Применение интегративного подхода в значительной степени способствует повышению качества образовательного процесса при профессиональной подготовке будущего специалиста медицинского профиля.
Об авторах
Т. В. КулемзинаРоссия
Кулемзина Татьяна Владимировна – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой интегративной и восстановительной медицины
83114, г. Донецк, ул. Университетская, 60
С. В. Красножен
Россия
Красножен Светлана Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент
83114, г. Донецк, ул. Университетская, 60
Н. В. Криволап
Россия
Криволап Наталья Викторовна – кандидат медицинских наук, доцент
83114, г. Донецк, ул. Университетская, 60
В. Е. Папков
Россия
Папков Валерий Евгеньевич – ассистент
83114, г. Донецк, ул. Университетская, 60
Е. И. Моргун
Россия
Моргун Евгений Иванович – ассистент
83114, г. Донецк, ул. Университетская, 60
Список литературы
1. Гревцева Г.Я., Цюлина М.В., Болодурина Е.А., Банников М.И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. №5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857 (дата обращения: 11.07.2023).
2. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Мотивация совершенствования психолого-педагогических компетенций преподавателя для обеспечения инновационного подхода непрерывного медицинского образования на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. 2013. №2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8888 (дата обращения: 11.07.2023).
3. Алексеенко С.Н., Дробот Н.Н. Педагогические и воспитательные аспекты образовательного процесса в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. №1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28547 (дата обращения: 11.07.2023).
4. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. №4. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24979 (дата обращения: 11.07.2023).
5. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяинов И.И., Степченко М.А., Мещерина Н.С., Борисова Н.А. Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза // Высшее образование в России. 2017. №3. С. 146–150.
6. Сапожникова И.Е. Опыт преподавания эндокринологии с использованием активных методов обучения в медицинском вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №2. С. 104–109.
7. Sivarajah R.T., Curci N.E., Johnson E.M., Lam D.L., Lee J.T., Richardson M.L. A review of innovative teaching methods // Academic Radiology. 2019. Vol. 26, no. 1. P. 101–113. DOI: 10.1016/j.acra.2018.03.025.
8. Burgess A., Roberts C., Ayton T., Mellis C. Implementation of modified team-based learning within a problem based learning medical curriculum: a focus group study // BMC Medical Education. 2018. No. 18. Art. 74. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-018-1172-8.
9. Burgess A., Bleasel J., Haq I., Roberts C., Garsia R., Robertson T., Mellis C. Team-based learning (TBL) in the medical curriculum: better than PBL? // BMC Medical Education. 2017. No. 17. Art. 243. DOI: 10.1186/s12909-017-1068‑z.
10. Nazeer M., Sultana R., Ahmed M.M., Asad M.R., Sami W., Hattiwale H.R., Sreekanth T. Crossword puzzles as an active learning mode for student directed learning in anatomy teaching: medical undergraduate perceptions // International Journal of Medical Research & Health Sciences. 2018. Vol. 7, no. 10. P. 12–19.
11. Чуланова О.Л. Инновационные технологии управления проектами: гибкая методология Agile Manifesto // Вестник Сургутского государственного университета. 2018. №1. С. 98–105.
12. Herman M.V. Facilitator // Reference of Business. URL: https://www.referenceforbusiness.com/management/ExGov/Facilitator.html (дата обращения 11.07.2023).
13. Шахматова О.Н. Педагогическая фасилитация: особенности формирования и развития // Новые педагогические исследования. 2006. №3. С. 118а – 125.
14. Клочкова Г.М. Личность преподавателя в условиях креативного вузовского образовательного пространства // Фундаментальные исследования. 2013. № 10–6. С. 1351–1355.
15. Фокина О.С. Историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетентности студентов // Научно-педагогическое обозрение. 2016. №3. С. 97–102.
16. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающая интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: [коллективная моногр.]. Санкт-Петербург, 2017. С. 149–164.
17. Юсупова А.Ж. Интеллектуальная компетентность личности: сущность и возможности ее формирования в системе образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2018. Т. 18, №1. C. 212–215.
18. Медведев Н.В. Современные подходы к решению проблемы формирования мотивации к познавательной активности обучающихся медицинского вуза // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: материалы междунар. науч.‑практ. конф., посвящ. 84‑й годовщине КГМУ (Курск, 1 февр. 2019 г.). Курск, 2019. С. 368–370.
19. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. Москва: Новый Хронограф, 2010. 440 с.
20. Osgood C.E. Lectures on language performance. New York: Springer, 1980. XI, 276 p.
21. Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах // Вестник оториноларингологии. 2020. Т. 85, №2. С. 84–87. DOI: 10.17116/otorino20208502184.
22. Макушева Ж.Н. Понятие «профессиональное воспитание в медицинском вузе»: на основе исследований, проводимых в медицинских вузах РФ и за рубежом за 2017–2020 годы // Вопросы современной науки: [коллективная моногр.]. Москва, 2021. Т. 66. С. 22–39. DOI: 10.32743/25001949.2021.66.302027.
23. Романцов М.Г., Храмцова Е.Г., Мельникова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций и становление компетентностного подхода при обучении в медицинском вузе // Высшее образование сегодня. 2015. №7. С. 2–10.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Кулемзина Т.В., Красножен С.В., Криволап Н.В., Папков В.Е., Моргун Е.И. Интегративный подход как вектор персонализации образовательных практик в медицинском вузе. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):507-519. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-12
For citation: Kulemzina T.V., Krasnozhen S.V., Krivolap N.V., Papkov V.E., Morgun E.. Integrative approach as a vector of personalization of educational practices in a medical university. Professional education in the modern world. 2023;13(3):507-519. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-12
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.