Наставничество как элемент образовательных траекторий, направленных на развитие женского лидерства в научной сфере
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-11
Аннотация
Постановка задачи. Целью исследования является разработка методологии развития лидерства женщин-ученых за счет организации комплекса учебно-просветительских мероприятий.
Методика и методология исследования. В основу статьи положены результаты анкетирования, проведенного среди более 1700 россиянок, занимающихся наукой и планирующих карьеру ученого. Их анализ свидетельствует об имеющейся потребности в создании среды, благоприятной для развития женской научной карьеры.
Результаты. К компонентам такой среды предлагается отнести последовательное формирование поддерживающего коллегиального сообщества, безвозмездную консультационную поддержку в сфере разработки и реализации индивидуальных образовательных и карьерных траекторий. Особое место отводится практике наставничества, в которой участницы могут и должны развивать свой потенциал за счет обращения к аналитическим результатам практического опыта более старших коллег и самореализации в этой функциональной роли. Предлагается методология, направленная на реализацию поставленных задач, выдвигается пошаговый план действий, нацеленный на развитие наставнических компетенций участниц.
Выводы. Представленный комплекс может быть использован во всей полноте педагогической поддержки женщин, нацеленных на научную карьеру, не только за счет индивидуального образовательного и карьерного проектирования, но и с помощью обучения, получения недостающих знаний и умений. Также комплекс выполняет воспитательную функцию, актуальность которой связана с необходимостью коррекции социальных установок, фиксирующих модели социального поведения, препятствующие развитию женского лидерства, в частности продвижению женщин в академической среде.
Об авторах
Н. В. СтаурскаяРоссия
Стаурская Наталья Валерьевна – кандидат филологических наук, ответственный редактор научного журнала «Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий»
г. Омск, л. 24‑я Северная, 196, корп. 1
А. В. Бышевская
Россия
Бышевская Анастасия Владимировна – кандидат географических наук, начальник отдела международных отношений
214000, г. Смоленск, Проспект Гагарина, 23
Список литературы
1. Валькова О. А. Государственная политика в сфере профессионального научного труда женщин в России: конец XIX века – 30‑е годы XX века // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880‑х – 1930‑е годы). Москва, 2012. С. 809–848.
2. Школа наставничества от ректора ГУАП Юлии Антохиной // Ректор ВУЗа. 2022. №5. С 40–41.
3. Дежина И. Положение женщин – исследователей в Российской науке и роль фондов. Москва: ТЕИС, 2003. 156 с.
4. Остапенко А.Б. История вхождения женщины в отечественную науку и образование // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2011. №1. С. 86–91.
5. Матевосян А.Х. Женщины в науке // Экономика и управление в современных условиях: Междунар. (заоч.) науч.‑практ. конф. Красноярск, 2014. С. 241–242.
6. Слуковская М., Фомина Е., Сулейманова О. 11 февраля – день женщин в науке: беседа с сотрудницами Кольского науч. центра / вела Н. Чернова // Вестник Кольского научного центра РАН. 2022. Т. 14, №1. С. 41–43.
7. Пушкарева Н.Л. Женщины в российской науке конца ХХ – начала XXI века: обобщение количественных характеристик // Женщина в российском обществе. 2010. №3. С. 24–35.
8. Фомина В.А. Первая в мире женщина – руководитель академии наук // Переломные моменты истории: люди, события, исследования. К 350‑летию со дня рождения Петра Великого: материалы междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 2022. Т. 3. С. 721–725.
9. Шевцова А.В. Барьеры профессионального развития молодых ученых в гендерно-дифференцированной среде научного сообщества // Женщина в российском обществе. 2021. №1. С. 83–93.
10. Якунин И.М., Сачкова М.Е. К проблеме изучения феномена «стеклянного потолка» в социальной психологии // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.‑практ. конф. памяти М.Ю. Кондратьева. Москва, 2022. С. 535–537.
11. Яшина Г.П. Проблема политического участия женщин в странах Западной Европы в современной науке // Актуальные проблемы современности: материалы 5‑й Всерос. науч.‑практ. конф. «Альтернативный мир». Благовещенск, 2010. Вып. 4. С. 246–253.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Стаурская Н.В., Бышевская А.В. Наставничество как элемент образовательных траекторий, направленных на развитие женского лидерства в научной сфере. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):500-506. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-11
For citation: Staurskaya N.V., Byshevskaya A.V. Mentoring as an element of educational trajectories aimed at developing women's leadership in the scientific field. Professional education in the modern world. 2023;13(3):500-506. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-11
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.