Профессионально-технический потенциал преподавателя вуза как условие развития общеинженерной компетенции обучающихся


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-10

Полный текст:




Аннотация

Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемами развития общеинженерной компетентности выпускников вуза. Поднимается вопрос о необходимости формировать общеинженерную компетентность как интегрированную систему профессионально-личностных качеств, результат которой выражается в готовности специалиста решать актуальные и перспективные инженерные задачи.
Постановка задачи. Цель исследования – выявление ключевого блока профессиональной подготовки выпускников, обладающих общеинженерным базисом.
Методика и методология исследования. Исходя из ключевой роли общеинженерной компетентности в развитии технической готовности будущего инженера авторы анализируют состояние ее формирования в системе инженерного образования, опираясь на исследования многих педагогов-ученых. На основе проведенных исследований авторы пришли к выводу о том, что развитию общеинженерной компетентности способствует профессионально-технический потенциал преподавателя вуза. 
Результаты. Описаны и проанализированы проблемы, связанные с раскрытием понятий «профессионально-технический потенциал преподавателя вуза» и «общеинженерная компетентность». Показано представление об алгоритме уровневого взаимодействия преподавателей вуза и обучающихся как системы образовательно-деловых отношений профессионально активных и социально ответственных преподавателей, обеспечивающих качественную профессиональную подготовку будущих специалистов, с одной стороны, и готовых к интеллектуальной деятельности обучающихся, желающих получить общеинженерную подготовку – с другой. Среди уровней показаны «восхождение» (начальная стадия формирования определенного блока общеинженерной компетентности); «освоение» (базовая стадия) и «реализация» (завершающая стадия). Связующим звеном этих самостоятельных видов деятельности является алгоритм управленческих функций, среди которых – 1) анализ; 2) мотивация; 3) планирование; 4) организация; 5) контроль; 6) регулирование. Сопровождение обучающихся реализуется по трем векторам-взаимодействиям: административное сопровождение (согласно стандартам и программам обучения), методическое сопровождение (на основе методико-технологических программ) и психологическое (индивидуальные консультации и помощь в освоении предложенных программ обучения и профессионального воспитания).
Выводы. Проблема исследования носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать, что инженерная компетентность специалиста как интегрированная система профессионально-личностных качеств выражается в результате инженерной деятельности, сущностью которой является готовность специалиста решать актуальные и перспективные инженерные задачи. Профессионально-технический потенциал преподаватели высшей школы выступает ключевым условием развития общеинженерной компетенции обучающихся.


Об авторах

Ю. А. Гуськов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Гуськов Юрий Александрович – доктор технических наук, доцент, директор Инженерного института, заведующий кафедрой технологий обучения, педагогики и психологии 

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Д. Т. Кружкова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Кружкова Дарья Талгатовна – преподаватель кафедры технологий обучения, педагогики и психологии 

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Т. В. Сидорина
Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологий обучения, педагогики и психологии; профессор кафедры военной педагогики 

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28;
630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2



В. А. Криничко
Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Криничко Виктор Александрович – адъюнкт адъюнктуры 

630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2



Список литературы

1. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. Москва: Изд-во иностр. лит., 1959. 308 с.

2. Вульферт В.Я., Гуськов Ю.А., Сидорина Т.В. Современные проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы: материалы межвуз. студенч. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2018. С. 6–8.

3. Гуськов Ю.А. Информационное обеспечение транспортного обслуживания на заготовке кормов // Информационные технологии, системы и приборы в АПК: материалы 4‑ой Междунар. науч.‑практ. конф. «АГРОИНФО-2009». Новосибирск, 2009. С. 227–232.

4. Гуськов Ю.А., Вульферт В.Я., Сидорина Т.В. Требования к профессиональной подготовке будущего специалиста аграрного сектора // Актуальные проблемы образовательной деятельности высшей школы: материалы межвуз. студенч. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2018. С. 5–8.

5. Гуськов Ю.А., Кружкова Д.Т. Оценка энергозатрат технологического процесса сбора и транспортирования рулонов // Теория и практика современной аграрной науки: сб. науч. ст. II Нац. (всерос.) конф. Новосибирск, 2019. С. 208–210.

6. Криничко В.А., Коноводченко С.А. Привитие курсантам навыков самостоятельной работы в изучении дисциплины «Военная топография» // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. X Межвуз. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2019. С. 160–163.

7. Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2006. 44 с.

8. Голубницкая Е.Н. Структурно-функциональный подход к определению инженерной компетентности в контексте формирования профессиональной компетентности современного специалиста // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. С. 312–321.

9. Алешин В.И. Научно-инженерное сообщество в социальной культуре России: дис. … д-ра социол. наук. Москва, 2011. 264 с.

10. Борисова К.В. Формирование профессиональной инженерной культуры у студентов в системе высшего технического образования: автореф. дис…. канд. пед. наук. Ульяновск, 2013. 27 с.

11. Бичева И.Б., Китов А.Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. Ст. 321.

12. Краевая Н.А. Формирование общеинженерной компетентности курсантов военного вуза в процессе графической подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 23 с.

13. Гуськов Ю.А. Аналитический метод вычисления пробегов транспортных средств при заготовке кормов // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2010. №4. С. 82–87.

14. Криничко В.А. ГИС-технологии как инновационное средство в образовательном процессе военного института // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. XIII Межвуз. науч.‑практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2021. С. 125–128.

15. Сидорина Т.В. Технология принятия управленческих решений: учеб. пособие. Новосибирск: СИУ, 2014. 125 с.

16. Попов А.В. Формирование инженерной компетенции будущего специалиста во взаимодействии вуза и предприятия: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 220 с.

17. Компетенции инженера // Ассоциация инженерного образования России: сайт. URL: https://www.aeer.ru/ru/sert_compet.htm (дата обращения: 05.08.2023).

18. Миронова И.В. Развитие инновационного потенциала преподавателя вуза в дополнительном профессиональном образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2020. 25 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гуськов Ю.А., Кружкова Д.Т., Сидорина Т.В., Криничко В.А. Профессионально-технический потенциал преподавателя вуза как условие развития общеинженерной компетенции обучающихся. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):492-499. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-10

For citation: Guskov Y.A., Kruzhkova D.T., Sidorina T.V., Krinichko V.A. Professional and technical potential of a university teacher as a condition for the development of general engineering competence of students. Professional education in the modern world. 2023;13(3):492-499. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-10

Просмотров: 84

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)