Компетенции руководителей дошкольных образовательных организаций в теории и практике менторинга Российской Федерации


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-8

Полный текст:




Аннотация

Введение. На территории Российской Федерации особой популярностью пользуется наставническая деятельность, которая, однако, чаще всего носит директивный характер: «Делай, как я!». Между руководителями и подчиненными складываются дистанцированные взаимоотношения, сказывающиеся исключительно на рабочих областях, в то время как менторинг – это про стратегическое партнерство. Здесь идет речь не только о достижении высоких результатов на профессиональном поприще (в нашем случае в дошкольной образовательной организации), но и о развитии особых коэффициентов интеллектуальных, духовных и эмоциональных факторов развития личности менти-педагогов; особых способах управления ментором дошкольной образовательной организацией.
Постановка задачи. Цель – провести сравнительный анализ результатов экспресс-опроса руководителей дошкольных образовательных организаций, состоящего из комплекса вопросов для определения наиболее актуальных компетенций в менторинге, а также выявить, какими внутренними мотивами руководствуются заведующие и старшие воспитатели в работе с менти-педагогами.
Методика и методология исследования. В результате специально подготовленного, авторского опросника для руководителей дошкольных образовательных организаций выявлены идеи позитивного и плодотворного взаимодействия ментора и менти-педагогов.
Результаты. Проблема передачи накопленного опыта разрешается при применении научных основ менторинга. Среди менти-педагогов есть специалисты с многолетним стажем, а также начинающие педагоги. У каждого их них определенный, «свой», набор профессиональных компетенций: динамизм начинающих педагогов, колоссальные возможности для решения поставленных задач у педагогов с многолетним опытом работы с детьми и их родителями. Мы попытались провести мониторинг видов менторинга через призму профессиональных компетенций с набором необходимых навыков, которые в совокупности оказываются наиболее значимыми в процессе управления дошкольной образовательной организацией. Также особенно актуальным в исследовании является изучение процесса формирования профессиональных компетенций как руководителей, так и их подопечных – менти-педагогов. Новизна исследования заключается в разработке новых подходов и профессионально значимых компетенций для руководителей (менторов) и педагогов (менти) дошкольных образовательных организаций.
Выводы. Методологической базой лонгитюдного исследования послужили методы экспертного мнения, критического анализа, а также мониторинга сформированности профессионально значимых компетенций руководителей (менторов) дошкольных образовательных организаций. В исследовании представлены результаты экспресс-опроса по территории Российской Федерации.

Об авторе

А. М. Гарифуллина
Казанский федеральный университет
Россия

Гарифуллина Альмира Маратовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования 

420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, д. 18



Список литературы

1. Гарифуллина А.М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. №1. С. 179–185.

2. Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Гарифуллина А.М., Егорова З.Р., Павлова Л.Д. Менторинг в работе по развитию инновационной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2023. №1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32401 (дата обращения: 01.02.2023).

3. Гарифуллина А.М., Башинова С.Н. Научные основы менторинга в системе дошкольного образования Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. 2019. №6. С. 89–94.

4. Genao S. Culturally responsive pedagogy: reflections on mentoring by educational leadership candidates // Issues in Educational Research. 2016. Vol. 26, no. 3. P. 431–445.

5. Габдулхаков В.Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах // Профессорский форум «Наука. Образование. Регионы»: сб. тез. Москва, 2019. Т. 2. С. 162–164.

6. Goleman D. Social intelligence: the new science of human relationships. New York: Bantam Dell, 2007. 416 p.

7. Геммерлин Т.В., Белякова Н.Н. Эффективные формы наставничества в государственном образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» № 1839 // Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования: материалы межрегион. науч.‑практ. конф. Москва, 2010. С. 14–19.

8. Жеребятьева С.В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. № 10. С. 5–15.

9. Еремин В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками. Москва: ВЛАДОС, 2017. 176 c.

10. Welton A.D., Mansfield K.C., Lee P.‑L. Mentoring matters: an exploratory survey of educational leadership doctoral students' perspectives // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2014. Vol. 22, no. 5. P. 481–509. DOI: 10.1080/13611267.2014.983330.

11. Гарифуллина А.М. Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе в детской поликультурной среде // Казанская наука. 2017. №4. С. 104–107.

12. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва: Альпина Паблишер, 2017. 388 с.

13. Гарифуллина А.М. Менторинг – тайм-менеджмент для дошкольной организации в условиях цифровизации образования Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. №1. С. 171–176.

14. Закурдаева С.Ю., Чинарева О.А. Наставничество как средство создания целостной развивающей среды в образовании // Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования: материалы межрегион. науч.‑практ. конф. Москва, 2010. С. 28–30.

15. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. Москва: Альпина Паблишер, 2018. 265 с.

16. Garifullina Alm.M., Zakirova V.G., Bashinova S.N., Pomortseva N., Garifullina Ais.M. Self-actualization of a young teacher's personality in multicultural child educational environment // IFTE-2019: proc. of the V Intern. forum on teacher education. Kazan, 2019. P. 102–111.

17. Doran G.T. There's a S.M. A. R.T. way to write management's goals and objectives // Management Review. 1981. Vol. 70. P. 35–36.

18. Каменская И.Н. Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). Санкт-Петербург, 2014. С. 34–37.

19. Кес Е.А. Азбука чувств и эмоций. Москва: Феникс-Премьер, 2020. 63 c.

20. Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идей самоопределения // Вопросы образования. 2007. №3. С. 186–198.

21. Гагаев П.А., Гагаев А.А. Русская цивилизация и крестьянство: педагогика соборности. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 151 c.

22. Габдулхаков В.Ф., Гарифуллина Альм. М., Гарифуллина Айс.М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы // Вестник образования: сб. ст. и метод. материалов III Междунар. образоват. сес. «Высшая шк. педагогики: учитель, воспитатель, наставник». Москва, 2019. С. 112–116.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гарифуллина А.М. Компетенции руководителей дошкольных образовательных организаций в теории и практике менторинга Российской Федерации. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):474-483. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-8

For citation: Garifullina A.­. Competencies of heads of preschool educational organizations in the theory and practice of mentoring in the Russian Federation. Professional education in the modern world. 2023;13(3):474-483. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-8

Просмотров: 146

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)