Телесный идеал и его роль в художественном образовании


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье рассматриваются современные тенденции, связанные с телесной идеализацией. Вопросы телесной идеализации возникают при художественном изображении человеческого тела. Концептуальной основой исследования является учение о системных инверсиях в иерархии, в данном случае речь идет об иерархии ценностей. Инверсия заключается в том, что в этой системе на первое место выходят подчиненные, второстепенные ценности, затрагивающие телесность, а не духовную сферу человека. В итоге система адаптируется к инверсии и воспринимает ее как должное. Тем самым телесность становится существенной частью духовности. Знание и понимание таких тенденций необходимы при реализации художественного образования, в котором вопросы телесности затрагиваются особенно часто.
Постановка задачи. Рассматривается роль телесной идеализации в художественном образовании. Объективной антропологической тенденцией является преобладание грациальности. Она находит и эстетическое выражение. В статье представлен краткий исторический обзор основных тенденций телесной идеализации.
Методика и методология исследования. Особенности телесных идеалов могут быть выявлены при графической диагностике. Испытуемым (школьникам 15 лет) предлагалось изобразить человеческую фигуру. Всего в исследовании участвовало 147 юношей и 177 девушек из школ г. Новосибирска и Новосибирской области. Для выявления достоверности различий применялся критерий Фишера.
Результаты. В статье представлены результаты психодиагностического исследования, в котором показано широкое распространение грациальных телесных идеалов среди подростков. Если учитывать все возможные признаки грациальности, то получено свыше 50 % грациальных фигур у испытуемых женского пола и не более 10 % у испытуемых мужского пола. В результате исследования определено, что идеализация человеческой фигуры в целом не зависит от степени ее детализации при изображении. В то же время идеализация затрагивает преимущественно женскую фигуру.
Выводы. И обучающемуся, и преподавателю необходим осознанный подход к современным тенденциям телесной идеализации. Знание таких тенденций составляет необходимый компонент художественного образования.

Об авторах

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – доктор философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии

630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52



Е. В. Лисецкая
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Лисецкая Елена Вениаминовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дизайна и художественного образования Института искусств 

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Т. В. Павленко
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Павленко Татьяна Владимировна – старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Института искусств,

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Мешкова Т.А. Концепция позитивного образа тела в современной зарубежной психологии // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, №2. С. 55–69. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100206.

2. Севостьянов Д.А. Инверсивное тело (философский анализ). Новосибирск: РИФ+, 2009. 185 с.

3. Платон. Государство // Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Москва, 1994. С. 79–420.

4. Соловьева И.А., Матевосян С.Н. Психодиагностический потенциал телесного образа «Я» в работе с лицами с нарушениями половой идентичности // Психология телесности. Между душой и телом. Москва, 2005. С. 270–280.

5. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола // Природа. 1991. №8. С. 60–69.

6. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. Москва: Искусство, 1985. 300 с.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Москва: Ладомир, 1994. 540 с.

8. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. Москва: Высш. шк., 1977. 363 с.

9. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века. Москва: Текст, 2008. 189 с.

10. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Москва: Мысль, 1982. 623 с.

11. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) // Сочинения. В 2 т. Т. 1. Москва, 1986. С. 71–173.

12. Литвина Д.А., Остроухова П.В. Дискурсивное регулирование женской телесности в социальных сетях: между худобой и анорексией // Журнал исследований социальной политики. 2015. №1. С. 33–48.

13. Шалыгина О.В., Холмогорова А.Б. «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для здоровья детей, подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №4. С. 36–68.

14. Мальцева И.Г. Иллюзии современного фитнеса // Вестник Омcкого государственного аграрного университета. 2015. №1. C. 90–93.

15. Мельничук Т.А., Лебедева П.Ю. Содержательная динамика концепта bodypositivity в англоязычном интернет-дискурсе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 10. С. 232–238.

16. Соснина Н.О., Герасимова Ю.Л., Иванова Я.В. Мода и тело. Модные стандарты и индивидуальные коды // Костюмология. 2021. №2. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/15IVKL221.pdf (дата обращения: 27.05.2023).

17. Корень Н.О. Физическая культура и индивидуализм в эпоху постмодерна // Символ науки. 2018. № 10. С. 73–76.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А., Лисецкая Е.В., Павленко Т.В. Телесный идеал и его роль в художественном образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):467-473. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-7

For citation: Sevostyanov D.A., Lisetskaya E.V., Pavlenko T.V. The bodily ideal and its role in art education. Professional education in the modern world. 2023;13(3):467-473. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-7

Просмотров: 118

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)