Экспорт образования как инструмент формирования «мягкой силы»


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. Происходящие масштабные трансформационные процессы приводят к необходимости изменения и формы, и содержания образования как ключевого ресурса социального развития. В качестве одного из действенных механизмов регулирования социальных отношений может выступать «мягкая сила» («soft power»). Постановка задачи. Актуальность представлена с позиции факторов, состоящих из формальной и содержательной частей «мягкой силы» и инструментария ее реализации посредством высшей школы. Проблема заключается в существующем противоречии между разработанными формами реализации образовательного процесса и его содержанием в изменившихся социокультурных условиях перехода к локализации национальной системы образования. Цель работы – выявить инструменты мягкого влияния российского образования, которые могут быть использованы для нормализации международных отношений в современных условиях. Методика и методология исследования. В работе применяются социокультурный и структурно-функциональный подходы, позволившие выявить специфику влияния «мягкой силы» в различных сферах. С помощью аналитико-описательного метода сделано обобщение полученных данных и обозначены перспективные направления развития отечественной системы образования с точки зрения инструментария «мягкой силы» в рамках российской образовательной политики. Результаты. Понимание контекста и сферы влияния «мягкой силы» являются основными компонентами, которые помогают воздействовать на мир исключительно путем распространения привлекательного образа, ценностей, культуры и политики страны. Выделены формальный, государственный и содержательный уровни «мягкой силы». Экспорт образования рассматривается как инструмент «мягкой силы», который формирует представление о положении государства на мировой арене, а также в социальном, культурном и политическом пространствах. Обозначено, что стратегическая цель отечественной высшей школы заключается в распространении российской культуры и формировании привлекательного положительного имиджа России в международном культурном пространстве. Выводы. Образование, являясь транслятором культуры, способно выступать в качестве одного из самых эффективных инструментов «мягкой силы», способствуя укреплению безопасности государства.

Об авторе

В. В. Петров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Петров Владимир Валерьевич – кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований; доцент кафедры социальной философии и политологии 

630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1



Список литературы

1. Ярмак Ю.В. «Мягкая сила» в коммуникативном пространстве государственного управления: история вопроса. // Дискурс-Пи. 2014. Т. 11, №4. С. 69–75.

2. Nye J.S. Soft power: the evolution of a concept // Journal of Political Power. 2021. Vol. 14, no. 1. P. 196–208. DOI: 10.1080/2158379X.2021.1879572.

3. Антюхова Е.А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23, №4. С. 197–209. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.17.

4. Костикова А.А., Спартак С.А. Партнерство государства и бизнеса в международных отношениях // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2018. №2. С. 32–49.

5. Ярмак Ю.В. Многоликая мягкая сила. Москва: ИЭТ, 2020. 318 с.

6. Nye J.S., Jr. Soft power: the means to success in world politics. Chicago: PublicAffairs, 2004. 191 p.

7. Nye J.S., Jr. The future of power. New York: PublicAffairs, 2011. 320 p.

8. Nye J.S., Jr. How sharp power threatens soft power. The right and wrong ways to respond to authoritarian influence // Foreign Affairs: website. 2018. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2018-01-24/how-sharppower-threatens-soft-power (accessed 24.07.2023).

9. Nye J. Soft power and higher education // Educause: website. 2005. URL: https://library.educause.edu/-/media/files/library/2005/1/ffp0502s-pdf.pdf (accessed 24.07.2023).

10. Baldwin D.A. Power and international relations: a conceptual approach. Princeton: Princeton Univ. Press, 2016. 240 p.

11. Boulding K.E. Three faces of power. London: Sage Publ., 1989. 257 p.

12. Laidi Z. The hardening of soft power // The Daily Star: website. URL: https://www.thedailystar.net/opinion/projectsyndicate/news/the-hardening-soft-power-1825171 (accessed 18.05.2023).

13. Lukes S. Power: a radical view. 2nd ed. London: Palgrave, 2005. 192 p.

14. Алиева Л.Р., Амбарцумян К.Р. Роль международной академической мобильности в усилении эффективности политики «мягкой силы» современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2022. Т. 15, №2. С. 197–216.

15. Soft power. Мягкая сила, мягкая власть: междисциплинарный анализ: [коллективная моногр.] / ред. Е.Г. Борисова. Москва: Флинта: Наука, 2015. 184 c.

16. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. №3. С. 212–223. DOI: 10.24833/2071-8160-2017-3-54-212-223.

17. Радиков И., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // Мировая экономика и международные отношения. 2012. №2. P. 19–26.

18. Торкунов А.В. Образование как инструмент «Мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №4. С. 85–93.

19. Nye J.S., Jr. Bound to lead: the changing nature of American power. New York: Basic books, 1990. 336 р.

20. Bakalov I. Whither soft power? Divisions, milestones, and prospects of a research program in the making // Journal of Political Power. 2019. Vol. 12, no. 1. P. 129–151. DOI: https://doi.org/10.1080/2158379X.2019.1573613.

21. Каменский Е.Г. Высшее образование как транслятор культурно-цивилизационных социокодов // Научный результат. Серия: Социология и управление. 2014. Т. 1, №1. С. 79–85.

22. Леонова О.Г. «Мягкая сила», ее индикаторы и инструменты измерения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2, №2. С. 15–23.

23. Филиппова М.Ю. Экспорт образования как правовое явление // Вестник Академии права и управления. 2019. №1. C. 39–45.

24. Петров В.В. За пределами Болони: перспектива развития отечественных университетов в условиях локализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 72. С. 142–150. DOI: 10.17223/1998863X/72/13.

25. Петров В.В. Трансформация отечественной системы ВПО: сдерживающие факторы и неоднозначность оценки // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, №3. С. 23–32. DOI: 10.20913/2224-1841-2021-3-03.

26. Образование на экспорт: среди иностранцев растет интерес к российскому образованию // ТАСС: сайт. URL: https://tass.ru/obrazovanie/16661751 (дата обращения: 29.05.2023).

27. RAEX обновило линейку предметных рейтингов вузов России // RAEX Rating Review: сайт. URL: https://raex-rr.com/news/press-reliz/subject-rankings-2023/ (дата обращения: 16.05.2023).

28. Сотрудничество России и Казахстана: межвузовское партнерство, новые филиалы университетов, совместные научно-технические проекты // Министерство науки и высшего образования: сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/46685/ (дата обращения: 29.05.2023).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров В.В. Экспорт образования как инструмент формирования «мягкой силы». Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):459-466. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-6

For citation: Petrov V.V. Export of education as a tool for the formation of «soft power». Professional education in the modern world. 2023;13(3):459-466. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-6

Просмотров: 184

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)