О роли профессиональной квалификации и профессиональных компетенций в разных сферах деятельности общества


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-5

Полный текст:




Аннотация

Введение. В рамках механизма регуляторной гильотины в настоящее время ведется пересмотр нормативно-правового обеспечения образовательного законодательства. Применение такого механизма позволяет обновить массив правового обеспечения с целью решения социальных вопросов профессионального образования. Постановка задачи. Современное образовательное право идет по пути увеличения количества нормативных актов, регламентирующих образовательные правоотношения, что свидетельствует о казуистичности правового регулирования. Актуализированные нормативные акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем их значимость может быть снижена, нивелировав усилия по учету профессиональных стандартов при описании профессиональных компетенций. Это приводит к социальным проблемам в рассматриваемой области. Методика и методология исследования. В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы, применялись правовая аналогия, правовое сравнение, правовое абстрагирование. Результаты. Рассмотрены проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся. Аргументирована необходимость органичного развития образовательного законодательства и законодательства о государственной службе в части формулировок профессиональных компетенций, особенно с учетом изменения с сентября 2025 г. номенклатуры направлений подготовки, специальностей и федеральных государственных образовательных стандартов. Отмечены проблемы отсутствия преемственности профессиональных компетенций государственного служащего, профессиональных стандартов и выпускника образовательной организации. Выводы. Важнейшим направлением совершенствования образовательного законодательства является необходимость установления его приоритетности при регламентации порядка поступления на государственную службу и определении профессиональной квалификации. С целью использования при разработке образовательных программ высшего образования положений о профессиональной квалификации государственного служащего необходимо внесение изменений в образовательное законодательство, а также развитие системы дополнительного профессионального образования.

Об авторах

И. Ю. Гольтяпина
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Гольтяпина Ирина Юрьевна – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Таможенное дело и право» 

644046, г. Омск, пр. Маркса, 35



Н. Я. Гарафутдинова
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Гарафутдинова Наталья Яковлевна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное дело и право» 

644046, г. Омск, пр. Маркса, 35



В. М. Филиппов
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Филиппов Виктор Михайлович – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» 

644046, г. Омск, пр. Маркса, 35



Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273‑ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197‑ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №1, ч. 1. Ст. 3.

3. О направлении методических разъяснений: письмо М-ва просвещения Рос. Федерации от 27 июля 2020 г. № ГД-1033/05 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/565925268? ysclid=lmfx00hciq988739228 (дата обращения: 12.08.2023).

4. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: приказ М-ва образования и науки РФ от 12 сент. 2013 г. № 1061 // Гарант.Ру: информ.‑правовой портал. URL: https://base.garant.ru/70480868/ (дата обращения: 12.08.2023).

5. Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки: приказ Минобрнауки России от 1 февр. 2022 г. № 89 // Гарант.Ру: информ.‑правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403503990/ (дата обращения: 12.08.2023).

6. Закалюжная Н.В. Организационно-правовые формы определения квалификации работников: дис…. канд. юрид. наук. Москва, 2006. 230 c.

7. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России. Москва: Норма, 2020. 176 c.

8. Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: приказ Минкомсвязи России от 26 июля 2012 г. № 185 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: сайт. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/185_1.pdf (дата обращения: 12.08.2023).

9. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих: (утв. Минтрудом России). // Гарант.Ру: информ.‑правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71610924/ (дата обращения: 12.08.2023).

10. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79‑ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

11. Староверова К.О. Управление персоналом в таможенных органах: учеб. и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2023. 240 с.

12. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования –программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Минобрнауки России от 6 апр. 2021 г. № 245 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022 (дата обращения: 12.08.2023).

13. Гольтяпина И.Ю., Филиппов В.М., Гарафутдинова Н.Я. Реформа государственной регламентации образовательной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, №1. С. 88–96.

14. Фотина Л.В. Технологии кадровых практик на государственной службе: мастер-класс: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2023. 392 c.

15. Гарафутдинова Н.Я. Профессиональное образование и стажировка государственных гражданских служащих, как элементы системы управления персоналом // Инновационные технологии в государственном и муниципальном управлении: материалы XIV шк.‑семинара. Красноярск, 2021. С. 133–141.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гольтяпина И.Ю., Гарафутдинова Н.Я., Филиппов В.М. О роли профессиональной квалификации и профессиональных компетенций в разных сферах деятельности общества. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):450-458. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-5

For citation: Goltyapina I.Y., Garafutdinova N.Y., Philippov V.M. On the role of professional qualifications and professional competencies in various spheres of the public activity. Professional education in the modern world. 2023;13(3):450-458. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-5

Просмотров: 213

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)