Особенности международной деятельности российских вузов в период пандемии


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-3

Полный текст:




Аннотация

Введение. Особенности деятельности международных служб вузов в условиях пандемии складывались из множества факторов: количества иностранных обучающихся из дальнего или ближнего зарубежья, степени их адаптированности, предыдущей технической оснащенности и готовности перевести учебный процесс на дистанционное преподавание, отраслевой специфики и практики в образовательном процессе. Постановка задачи. Основная задача статьи – проанализировать специфику международной деятельности новосибирских вузов в период пандемии. Методика и методология исследования. Материалы, использованные в статье, получены на основе анализа полуструктурированных интервью с ректорами, проректорми и лицами, ответственными за международную деятельность в вузе. Разработан опросник (выборка по количеству вузов в Новосибирске, принимающих участие в программе «Экспорт образования») с проректорами по международной деятельности (или работниками в подобной должности, например, начальниками международных служб). В результате опрошено 17 представителей новосибирских вузов. Результаты. В основе полуструктурированного интервью выделено несколько блоков обсуждения проблем: особенности деятельности международных служб вузов в условиях пандемии; развитие качества образования и языковой подготовки; проблемы адаптации и внеучебной деятельности иностранных обучающихся в период пандемии; проблема обратной связи с иностранными студентами в период пандемии; механизмы и способы привлечения иностранных студентов в период пандемии. Выводы. Полученные результаты позволили сделать вывод, что есть общие проблемы и специфичные, характерные для отраслевых вузов. Сформулированы основные выводы, связанные с совершенствованием деятельности международных отделов в новых условиях. Статья будет интересна сотрудникам международных отделов, преподавателям, работающим с иностранными студентами, руководителям вузов.

Об авторах

О. А. Береговая
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Береговая Оксана Александровна – доктор философских наук, доцент, доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества, заведующий НИЛ «Глобального образования» 

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6



Д. В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН; Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Ушаков Дмитрий Викторович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела социальных и правовых исследований; ведущий научный сотрудник НИЛ «Глобального образования» 

630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8;
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6



М. А. Юрченко
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Юрченко Маргарита Алексеевна – преподаватель кафедры иностранных языков и лингводидактики, младший научный сотрудник НИЛ «Глобального образования» 

630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6



Список литературы

1. Антропова О.Н., Семиколенова М.Н., Рудакова Т.А., Полякова И.Г. Исследование практики дистанционного обучения в вузах в условиях пандемии // Мир науки, культуры, образования. 2021. №1. С. 104–107. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-104-107.

2. Клячко Т.Л., Новосельцев А.В., Одоевская Е.В., Синельников-Мурылев С.Г. Уроки пандемии коронавируса и возможное изменение механизма финансового обеспечения деятельности вузов // Вопросы образования. 2021. №1. С. 8–30. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-8-30.

3. Плетнева Ю.Э., Очирова Г.Н. Влияние пандемии COVID‑19 на положение иностранных студентов в России // Научное обозрение. Серия 1, Экономика и право. 2020. №3. С. 147–155. DOI: https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-13.

4. Радаев В.В. Переход к онлайн-образованию в условиях пандемии: первые итоги // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26, №1. С. 6–17. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.001

5. Altbach P.G., Wit H. de. Internationalization and global tension: lessons from history // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 19, no. 1. P. 4–10. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1028315314564734.

6. Ермольева Э.Г. Трудные времена для международного межвузовского взаимодействия // Педагогика. 2022. Т. 86, №6. С. 76–85.

7. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. №1. С. 178–194. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194.

8. Bardill Moscaritolo L., Perozzi B., Schreiber B., Luescher T. The impact of COVID-19 on international student support: a global perspective // Journal of International Students. 2022. Vol. 12, no. 2. P. 324–344. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v12i2.3625.

9. Stewart W., Kim B.M. Commitment to academic exchanges in the age of COVID-19: a case study of arrival and quarantine experiences from the Republic of Korea // Journal of International Students. 2021. Vol. 11, no. S2. P. 77–93. DOI: https://doi.org/10.32674/jis.v11iS2.4110.

10. Tesar M. Towards a post-COVID-19 «new normality?»: physical and social distancing, the move to online and higher education // Policy Futures in Education. 2020. Vol. 18, no. 5. P. 556–559. DOI: https://doi.org/10.1177/1478210320935671.

11. Martirosyan N.M., Walker D. van de, Saxon D.P. The impact of the COVID-19 pandemic on international students in a public university in the United States: academic and non-academic challenges // Journal of Comparative & International Higher Education. 2022. Vol. 14, no. 4. P. 90–102. DOI: 10.32674/jcihe.v14i4.4429.

12. Fischer K. Confronting the seismic impact of COVID-19: the need for research // Journal of International Students. 2020. Vol. 10, no. 2. P. I–II. DOI: https://www.doi.org/10.32674/jis.v10i2.2134.

13. Агарков Г. А., Сандлер Д. Г., Сущенко А.Д. Год после вспышки COVID-19: восприятие потенциальными студентами качества высшего образования в контексте цифровизации и смешанного обучения // Интеграция образования. 2021. Т. 25, №4. С. 646–660. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.105.025.202104.646-660.

14. Schreiber B., Moja T., Luescher T.M. Racism and Corona: two viruses affecting higher education and the student experience // Journal of Student Affairs in Africa. 2020. Vol. 8, no. 1. P. V–IX. DOI: https://doi.org/10.24085/jsaa.v8i1.4178.

15. Зерчанинова Т.Е. Медведева М.Г. Инструменты привлечения иностранных студентов региональных вузов России в условиях интернационализации высшего образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. №1. С. 13–17. DOI: 10.20339/AM.01-22.013.

16. Береговая О.А., Юрченко М.А. Особенности виртуальной интернационализации новосибирских вузов в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2022. №5. С. 16–28. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813–4718.2205.02.

17. Спичева Д.И., Свиридова Д.Ю. Виртуальная интернационализация как новый формат коммуникации университета с иностранными абитуриентами и студентами в условиях пандемии // Коммуникология. 2021. Vol. 9, №4. С. 124–134. DOI: https://doi.org/10.21453/2311–3065–2021–9-4-124–134.

18. Костина Е.Ю., Орлова Н.А. «Новая нормальность» образовательных практик студенческой молодежи в реалиях пандемии короновируса // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, №1. С. 42–59. DOI: 10.31992/0869–3617–2022–31-4-42–59.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Береговая О.А., Ушаков Д.В., Юрченко М.А. Особенности международной деятельности российских вузов в период пандемии. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):433-441. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-3

For citation: Beregovaya O.A., Ushakov D.V., Yurchenko M.A. Peculiarities of international activities of Russian universities during the pandemic. Professional education in the modern world. 2023;13(3):433-441. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-3

Просмотров: 226

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)