Критическое мышление и его изучение как дисциплины в высших учебных заведениях


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-2

Полный текст:




Аннотация

Введение. Современное общество заинтересовано в качественном образовании, которое традиционно определяется на основе интересов общества (государства) и личности. Одним из признанных способов повышения качества образования, в том числе высшего, является формирование критического мышления. К настоящему времени сформировалось три основных подхода к решению вопроса о том, что такое критическое мышление: философский, психологический, педагогический. Наряду с этим по результатам дельфийского исследования критическое мышление должно включать такие навыки, как интерпретация, анализирование, оценивание, заключение, методологическое обоснование, самопроверка и самокоррекция.
Постановка задачи. Цель статьи – в прояснении взаимосвязи между тем, как понимается критическое мышление, и способами, которыми оно формируется в рамках высшей школы.
Методика и методология исследования включают историко-философскую реконструкцию взглядов на воспитание и образование с позиции интересов общества и личности, сравнительный анализ курсов по критическому мышлению в университетах России и за рубежом в соотнесении с основными подходами.
Результаты. Специализированные курсы по критическому мышлению, а также курсы, в которых оно формируется наряду с другими интеллектуальными навыками, ориентированы частично на философский и психологический подходы к пониманию сущности критического мышления.
Выводы. Однако основным для обучения выступают результаты, полученные в рамках реализации дельфийского исследования.

Об авторах

Э. В. Барбашина
Новосибирский государственный медицинский университет; Институт философии и права Сибирского отделения РАН
Россия

Барбашина Эвелина Владимировна – доктор философских наук, заведующая кафедрой философии; профессор отдела аспирантуры 

630075, г. Новосибирск, ул. Медкадры, 6;
630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8



Н. В. Гуляевская
Новосибирский государственный медицинский университет
Россия

Гуляевская Наталья Вениаминовна – доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы, декан факультета социальной работы, клинической психологии и менеджмента 

630075, г. Новосибирск, ул. Медкадры, 6



Список литературы

1. Кахраман Г. Краткий обзор российских педагогических исследований проблемы критического мышления // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 5. С. 23 – 28.

2. Карась Т.Ю., Ерюшева Т.В. Формирование критического мышления в учебно-воспитательном процессе (обзор источников) // Современный фитнес и гимнастика: материалы Регион. науч.‑практ. семинара для учителей, педагогов дополнит. образования, а также преподавателей вузов и колледжей региона. Комсомольск-на-Амуре, 2019. С. 41 – 46.

3. McCormick N.J., Clark L.M., RainesJ.M. Engaging students in critical thinking and problem solving: a brief review of the literature // Journal of Studies in Education. 2015. Vol. 5, no. 4. P. 100 – 113. DOI: 10.5296/jse.v5i4.8249.

4. What is CRITHINKEDU? // CRITHINKEDU: website. URL: https://crithinkedu.utad.pt/en/crithinkedu (accessed 25.01.2023).

5. Simpson E., Courtney M. Critical thinking in nursing education: literature review // International Journal of Nursing Practice. 2002. Vol. 8, no. 2. P. 89 – 98. DOI: https://doi.org/10.1046/j.1440-172x.2002.00340.x.

6. Puig B., Blanco-Anaya P., Bargiela I.M., Crujeiras-Pérez B. A systematic review on critical thinking intervention studies in higher education across professional fields // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44, no. 5. P. 860 – 869. DOI: 10.1080/03075079.2019.1586333.

7. Сапрыкин Д.Л. Значение и смысл понятия «образования» (на примере немецкой философии конца XVIII – начала XIX вв.) // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. 2008. № 1. С. 19 – 42.

8. Beiser F. Romanticism // A companion to the philosophy of education. New York; Oxford, 2003. P. 130 – 141.

9. Новалис. Фрагменты. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2014. 319 с.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273‑ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/e9a1a62c2e07799e8554e53cdd8c212fa2afffeb/#dst100095 (дата обращения: 19.07.2023).

11. Santos L.F. The role of critical thinking in science education // Journal of Education and Practice. 2017. Vol. 8, no. 20. P. 160 – 173.

12. Барбашина Э.В. Принцип автономии пациента: возможное и действительное // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 449. С. 64 – 70. DOI: 10.17223/15617793/449/8.

13. Cottrell S. Critical thinking skills developing effective analysis and argument. New York: Palgrave Macmillan, 2005. 250 p.

14. Rainbolt G.W., Dwyer S.L. Critical thinking: the art of argument. Wadsworth Cengage Learning, 2012. 496 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Барбашина Э.В., Гуляевская Н.В. Критическое мышление и его изучение как дисциплины в высших учебных заведениях. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(3):424-432. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-2

For citation: Barbashina E.V., Guljaevskaja N.V. Critical thinking and its study as a discipline in higher education institutions. Professional education in the modern world. 2023;13(3):424-432. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-2

Просмотров: 208

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)