Воспитание социально-ответственного поведения у студенческой молодежи


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-20

Полный текст:




Аннотация

Введение. Выработка социальной ответственности как личностно-профессионального качества у молодых людей на вузовском этапе их развития сегодня стала важной целью воспитания. Постановка задачи. Изучение компонентов социально-ответственного поведения у обучающихся вуза, становление которых осуществляется в процессе воспитательной деятельности кураторов студенческих групп. Методика и методология исследования. Использовались организационные, эмпирические методы (эксперимент, тестирование, анкетирование, экспертный опрос), количественный и качественный анализ, методы интерпретации данных. Результаты. При изучении мотивационного компонента социально-ответственного поведения с помощью методики «Мотивация к участию в социально-значимой деятельности» выявлено, что 68 % опрошенных имеют высокий уровень мотивации к социально значимой деятельности; 32 % – средний уровень. Рефлексия как способность проводить анализ собственного поведения, оценивать его общественную значимость изучалась с помощью теста О. В. Калашниковой. В изучаемой выборке у 37 % опрошенных рефлексия была развита на высоком уровне, у 63 % – на среднем. В ходе анкетирования выявлено, что работа кураторов в ТГПУ им. Л. Н. Толстого удовлетворяет студентов, считается важной, полезной. Динамика становления социально ответственного поведения изучалась посредством методики «Ответственность раньше и сейчас». Все опрошенные указали на субъективно ощущаемый рост показателей ответственности у себя в студенческие годы. Выводы. Определена сущность социально-ответственного поведения студенческой молодежи, конкретизированы ее компоненты, индикаторы которых выявлялись в процессе диагностики; на основе экспертного опроса выявлена роль кураторов в воспитании социально-ответственного поведения студентов; описаны основополагающие составляющие модели кураторской поддержки, реализуемой в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Определены наиболее значимые, по мнению молодых людей, мероприятия и виды деятельности кураторов, а также их личностные качества, влияющие на процесс формирования социально-ответственного поведения у обучающихся. Соотнесение данных по всем используемым методикам позволило сделать общий вывод о хороших результатах по всем изучаемым показателям социально-ответственного поведения студентов. Большинство обучающихся дали высокую положительную оценку вкладу кураторов в воспитании у них социально-ответственного поведения.

Об авторе

С. В. Пазухина
Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого
Россия

Пазухина Светлана Вячеславовна – доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики факультета психологии

300026, г. Тула, проспект Ленина, 125

 



Список литературы

1. Йонас Х. Принцип ответственности. Москва: Айрис-Пресс, 2004. 480 с.

2. Волкова Е. В., Башкатов С. А., Чернышова Л. В. Обзор исследований ответственности в отечественной и зарубежной психологии XXI в. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 4. С. 53 – 59.

3. Damen T. G. E., Baaren R. B. van, Brass M., Aarts H., Dijksterhuis A. Put your plan into action: the influence of action plans on agency and responsibility // Journal of Personality and Social Psychology. 2015. Vol. 108, no. 6. P. 850 – 866. DOI: 10.1037/pspa0000024.

4. Koval C. Z., Dellen M. R. van, Fitzsimons G. M., Ranby K. W. The burden of responsibility: interpersonal costs of high self-control // Journal of Personality and Social Psychology. 2015. Vol. 108, no. 5. P. 750 – 766. DOI: 10.1037/pspi0000015.

5. Berndsen M., Manstead A. S. R. On the relationship between responsibility and guilt: antecedent appraisal or elaborated appraisal? // European Journal of Social Psychology. 2007. Vol. 37, no. 4. P. 774–792. DOI: 10.1002/ejsp.397.

6. Kenneth S., Boven L. van, Epley N., Wight W. M. The unpacking effect in allocations of responsibility for group tasks // Journal of Experimental Social Psychology. 2005. Vol. 41, no 5. P. 447 – 457. DOI: 10.1016/j. jesp.2004.08.008.

7. Burnette J. L., Forsyth D. R. «I didn't do it»: responsibility biases in open and closed groups // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. 2008. Vol. 12, no. 3. P. 210 – 222. DOI: 10.1037/1089 – 2699.12.3.210.

8. Zimmermann A., Abrams D., Doosje B., Manstead A. S. R. Causal and moral responsibility: antecedents and consequences of group-based guilt // European Journal of Social Psychology. 2011. Vol. 41, no. 7. P. 825 – 839. DOI: 10.1002/ejsp.826.

9. Walter N., Tsfati Y. Interactive experience and identification as predictors of attributing responsibility in video games // Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications. 2018. Vol. 30, no. 1. P. 3 – 15. DOI: https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000168.

10. Tscharaktschiew N., Rudolph U. The who and whom of help giving: an attributional model integrating the help giver and the help recipient // European Journal of Social Psychology. 2016. Vol. 46, no. 1. P. 90 – 109. DOI: 10.1002/ejsp.2135.

11. Khanjari L. Investigating the relationship between social responsibility and improving organizational commitment in employees of Tehran Ghavamin Bank with respect to the mediating role of psychological empowerment // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2016. Vol. 9, no. 1S. P. 96 – 121. DOI: 10.4314/jfas.v9i1s.681.

12. Барановская Л. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис…. д-ра пед. наук. Чита, 2012. 42 с.

13. Баурова Ю. В. Основы формирования социальной ответственности студента современного вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, №3. С. 338–343.

14. Симонович Н. Е. Психологические черты современной молодежи // Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик: материалы XVII Междунар. чтений памяти Л. С. Выготского (Москва, 14 – 16 нояб. 2016 г.). Москва, 2016. Т. 2. С. 210 – 215.

15. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие // Образование взрослых и досуг в современной Европе. Прага, 1966. С. 51 – 59.

16. Президент России предложил ввести доплаты для кураторов учебных групп техникумов и колледжей, 21 апреля 2021 // Минпросвещения России: сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/3635/prezident-rossii-predlozhilvvesti-doplaty-dlya-kuratorov-uchebnyh-grupp-tehnikumov-i-kolledzhey/ (дата обращения: 28.04.2023).

17. Калинина З. Н., Пазухина С. В. Книга куратора студенческой группы. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2018. 43 с.

18. Швед И. В. Университет как модель гражданского общества // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 1. С. 35 – 38.

19. Charles D. R. Universities and engagement with cities, regions and local communities // Rebalancing the social and economic. Learning, Partnership and place. Leicester, 2005. P. 143 – 157.

20. Никитина В. В., Куцая А. Ю., Салун С. Н. О проблеме кураторства в современном вузе /// Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28666 (дата обращения: 28.04.2023).

21. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Москва: Аспект Пресс, 1995. 270 с.

22. Селезнёва Е. В. Особенности ответственного поведения у студентов // Акмеология. 2017. № 1. С. 18 – 22.

23. Баркунова О. В., Седова С. С., Смирнова О. А. Формирование социально ответственного поведения студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. С. 124 – 128.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Пазухина С.В. Воспитание социально-ответственного поведения у студенческой молодежи. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):386-394. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-20

For citation: Pazukhina S.V. Education of socially responsible behavior among student youth. Professional education in the modern world. 2023;13(2):386-394. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-20

Просмотров: 215

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)