Проективная психология типологии личности


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-18

Полный текст:




Аннотация

Введение. В последние годы в психологических исследованиях стали весьма популярными графические методы, относящиеся к классу проективных: они дают возможность человеку самому проецировать реальность и по-своему ее интерпретировать. Постановка задачи. Расширяющееся применение графических методов и процедур пока не привело к созданию работ, обобщающих опыт их использования, к формированию общего подхода к психологическому анализу разных видов изображения. Методика и методология исследования. Материалом для анализа послужили результаты трех серий экспериментальной работы, в которых получено и проанализировано более 4 000 и более 3 000 рисунков по методикам «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», психогеометрический тест С. Деллингера, Роршаха и др. Результаты. Проведенный анализ показал, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно, что и позволило нам выделить семь основных типов, которым соответствуют типологические характеристики. Типологическая характеристика основана на частоте встречаемости определенного типа среди респондентов, а также экспертной и субъективной валидности, полученной в результате большого числа бесед и наблюдений, при обследовании. В статье анализируются многолетние результаты исследования типологии личности студентов с применением проективных (графических) методов. Выводы. На основании сопоставления результатов, полученных с помощью описанных нами графических методик, мы пришли к следующим выводам. Использование графических методик существенно обогащает процесс профессиональной консультации, дополняет индивидуальные характеристики студентов, выбравших те или иные сферы профессиональной деятельности. Изучение индивидуально-психологических предпосылок профессионального самоопределения личности с помощью графических методов имеет определенные положительные перспективы: позволяет глубже проанализировать особенности индивида и выработать адекватные рекомендации по повышению эффективности профессионального самоопределения как молодежи, так и взрослых. В силу проективного характера большинства графических процедур, их результаты, как показывают наши исследования, менее подвержены контролю сознания, а это весьма важный аргумент в пользу их применения, так как графические диагностические методы работают «через проекцию» на сетку психологических типов личности вместе с соответствующими методами стандартных психодиагностических процедур оценки личностных качеств (MMPI, Кэттелл, Айзенк и др.).

Об авторе

Н. А. Корниенко
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Корниенко Нина Алексеевна – доктор психологических наук, профессор кафедры технологии обучения, педагогики и психологии

630039, Новосибирск, ул. Никитина, д. 147



Список литературы

1. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Москва: Изд-во МГУ, 1980. 174 с.

2. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. Москва: Междунар. пед. акад., 1994. 146 с.

3. Носс И. Н. Проективные методы личностно-профессиональной диагностики. Москва: Моск. ун-т МВД России, 2017. 227 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991. 301 с.

5. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. Санкт-Петербург: Экон. шк., 1993. 351 с.

6. Столяренко Л. Д. Основы психологии для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 733 c.

7. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. Москва, 1991. 255 c.

8. Либин А. Б. Применение графической психодиагностической методики в профконсультационной работе // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов, 1989. 220 c.

9. Корниенко Н. А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности и ее варианты развития. Новосибирск: НГПУ, 1998. 562 с.

10. Деркач А. А., Гончаров Ю. Н. Личностные особенности профессионального развития государственных служащих. Москва, 1997. 183 с.

11. Диагностика и профессиональное развитие управленческих кадров государственной службы: методология и технологии / сост. и ред.: Е. В. Селезнева, Н. Ю. Синягина. Москва: Дело, 2021. 352 с.

12. Синягин Ю. В. Опросник оценки управленческого потенциала в комплексной личностно-профессиональной диагностике. Москва: Дело, 2020. 183 с.

13. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества / авт.-сост. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 495 с.

14. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга: [коллективная моногр.] / под общ. ред. А. А. Деркач. Москва: Изд-во РАГС, 2004. 230 с.

15. Марков В. Н., Чирковская Е. Г. Психодиагностика: диагностика личностно-профессионального потенциала. Диагностика мотивации: учеб. пособие. Москва: Изд-во РАГС, 2005. 71 с.

16. Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва: МПСИ: Флинта, 2003. 318 с.

17. Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. [и др.]. Проективная психология: пер. с англ. 2-е изд., сокр., испр. Москва: Психотерапия, 2010. 416 с.

18. Корниенко Н. А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 2. Самопознание эмоций как ценностей личностей. Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2013. 680 с.

19. Зиверт Х. Тестирование личности. Москва, 1998. 196 с.

20. Обозов. Н. Н. Типы личности, темперамент и характер: метод. пособие. Санкт-Петербург, 2001. 40 с.

21. Goodenough F. L., Harris D. B. Studies in the psychology of children»s drawings: II 1928 – 1949 // Psychological Bulletin. 1950. Vol. 47, no. 5. P. 369 – 433. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/h0058368.

22. Harris D. B. Children's drawings as measures of intellectual maturity. A revision and extension of the Goodenough Draw-a-Man test. New York: Harcourt, Brace and World, 1963. 367 p.

23. Koch Ch., Marmy E. Le test de l'arbre: le diagnostic psychologique par le dessin de l»arbre. Lyon: Vitte, 1969. 425 p.

24. Buck J. N. The H-T-P technique: a qualitative and quantitative scoring manual. (Pt. 1) // Journal of Clinical Psychology. 1948. Vol. 4, no. 4. P. 317 – 396.

25. Buck J. N. House-tree-person drawing technique // Contribution toward medical psychology: theory and diagnostic methods. New York, 1953. Vol. 2. P. 688 – 701.

26. Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедленной психотерапии и психологического консультирования: [учеб. пособие] / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Москва: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.

27. Hulse W. C. Childhood conflict expressed through family drawings // Journal of Projective Techniques. 1952. Vol. 16, no. 1. P. 66 – 79.

28. Corman L. Le test du dessin de famille. Paris, Presses Universitaires de France, 1982, 235 p.

29. Burns R. S., Kaufman S. H. Actions, styles and symbols in kinetic family drawings (K-F-D): an interpretative manual. New York: Routledge, 1972. 320 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203765531.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Корниенко Н.А. Проективная психология типологии личности. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):353-376. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-18

For citation: Kornienko N.A. Projective psychology of personality typology. Professional education in the modern world. 2023;13(2):353-376. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-18

Просмотров: 253

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)