Инновационные подходы опережающей подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования (на примере АПК Томской области)


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-16

Полный текст:




Аннотация

Введение. Аграрное образование в настоящее время является непростым направлением отраслевого образовательного сектора. В то же время ведомственная разобщенность отраслевых образовательных учреждений и профессиональных учебных заведений Министерства образования и науки РФ усложняет их взаимодействие на всех уровнях и этапах процесса непрерывной подготовки специалистов. Нарастающие темпы революционных изменений производственных технологий в современной экономике приводят к усилению разрыва между требованиями работодателей и квалификацией (в первую очередь, в части ее практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан. В этом контексте обусловлена актуальность позиции по разработке модели интегрированного образовательного кластера для качественной и непрерывной подготовки специалистов в Томской области. Постановка задачи. Целями статьи являются исследование подходов подготовки аграрных специалистов Томской области по решению проблемы непрерывного образования кадров и декларирование научно-педагогическому сообществу, бизнес-структурам и аппарату власти целесообразности создания и внедрения технологической системы опережающей подготовки сельскохозяйственных кадров в Томской области. Методика и методология исследования. В работе применены методы теоретического анализа соответствующей научной литературы, программных и официальных правовых документов по развитию образования, трудов по проблеме опережающей подготовки кадров. Результаты. Рассмотрены принципы непрерывного образования и опережающей профессиональной подготовки кадров с точки зрения социальной и экономической востребованности. Предложена концепция создания региональной образовательной экосистемы опережающей подготовки аграрных специалистов с компетенциями XXI в. как модели интегрированного образовательного пространства. Разработанная модель учитывает принципы и основные приоритеты инновационного подхода подготовки аграрных специалистов на всех уровнях. Выводы. Образовательная экосистема призвана удовлетворить соответствующие потребности всех участников отношений в сфере непрерывного образования: школьников, студентов, взрослого населения; учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников; работодателей и их объединений, аграрных бизнес-структур; органов местного самоуправления.


Об авторах

Н. Н. Рябова
Томский сельскохозяйственный институт – филиал Новосибирского государственного аграрного университета
Россия

Рябова Надежда Николаевна – кандидат биологических наук, доцент

634050, г. Томск, ул. Карла Маркса, 19



О. В. Бутова
Томский сельскохозяйственный институт – филиал Новосибирского государственного аграрного университета
Россия

Бутова Ольга Васильевна – кандидат экономических наук, доцент

634050, г. Томск, ул. Карла Маркса, 19



А. А. Меденцев
ООО «Алрино»
Россия

Меденцев Анатолий Андреевич – кандидат педагогических наук, научный консультант

634034, г. Томск, пр-т Кирова, 20

 



Список литературы

1. Статистический ежегодник, 2021: стат. сб. / Томскстат-Т. Томск, 2021. 107 с.

2. Всемирный доклад по мониторингу образования за 2021 – 2022 годы: негосударственные субъекты в сфере образования: Кто выбирает? Кто проигрывает? ED-2021 // UNESCO: site. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379875 (дата обращения: 10.03.2023).

3. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: [коллективная моногр.] / под ред. Н. А. Лобанова [и др.]. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 298 с.

4. Global competitiveness report. Special edition 2020: how countries are performing on the road to recovery / eds.: K. Schwab, S. Zahid. Geneva: World Econ. Forum, 2020. 94 p. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2020.pdf (accessed 10.03.2023).

5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201205070020 (дата обращения: 10.03.2023).

6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598.

7. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 10.03.2023).

8. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [в 2021 г.]. Москва, 2022. 142 с. URL: http://static.government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (дата обращения: 10.03.2023).

9. Assessment and teaching of 21st century skills / eds.: P. Griffin [et al.]. Springer, 2012. 345 p. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978–94-007-2324–5 (дата обращения: 10.03.2023).

10. Уваров А. Ю. Об описании компетенций XXI в. // Образовательная политика. 2014. № 4. С. 13 – 29.

11. Niemi H., Harju V., Vivitsou M., Viitanen K., Multisilta J., Kuokkanen A. Digital storytelling for 21st-century skills in virtual learning environments // Creative Education. 2014. Vol. 5, no. 9. P. 657 – 671. DOI: 10.4236/ce.2014.59078.

12. Loveless B. Teaching soft skills: the complete guide // Education corner – education that matters: site. URL: https://www.educationcorner.com/teaching-soft-skills-guide.html (accessed 10.03.2023).

13. Соколова Е. И. Современное осмысление понятий «компетенция» и «навык» (обзор по материалам российских и зарубежных исследований) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3. С. 132 – 146. DOI: 10.15.393/j5art.2021.7053.

14. Мониторинг непрерывного образования: инструменты управления и социологические аспекты / науч. рук. А. Е. Карпухина. Москва: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

15. Смирнова А. А. Рассмотрение сетевого подхода в образовании и обоснование его применения в современных условиях // Образование в «3D»: доступность, диалог, динамика: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Москва, 2016. С. 152 – 155.

16. Немировский М. В. Теоретические подходы к созданию сетевого взаимодействия в образовании // Вестник Сургутского педагогического университета. 2019. № 5. С. 191 – 196.

17. Байбардина Т. Н., Бурцева О. А., Наливайко Л. С. Роль сетевого образования в интегрированной системе взаимодействия учреждений высшего образования // Потребительская кооперация. 2020. № 2. С. 38 – 42.

18. Нагаева И. А. Сетевое обучение: становление и перспективы развития // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 3/4. C. 31 – 37.

19. Филимонов А. А. Сетевая организация образовательного процесса // Гуманитарные исследования. 2017. № 1. С. 98 – 105.

20. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» // Гарант.Ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526602/?ysclid=lfc46l19u7645668887 (дата обращения: 10.03.2023).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Рябова Н.Н., Бутова О.В., Меденцев А.А. Инновационные подходы опережающей подготовки аграрных специалистов в системе непрерывного образования (на примере АПК Томской области). Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):336-344. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-16

For citation: Ryabova N.N., Butova O.V., Medentsev A.A. Innovative approaches to the advanced training of agricultural specialists in the system of continuing education (on the example of the Tomsk region agroindustrial complex). Professional education in the modern world. 2023;13(2):336-344. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-16

Просмотров: 223

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)