Реализация стратегии интернационализации высшего образования как арсенала «мягкой силы» государства


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-5

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье анализируются интерпретации концепта «мягкой силы», реализуемой в сфере высшего образования России. В связи с обсуждением в научных кругах амбивалентности понятия «мягкая сила» («soft power») с момента его появления и в последующий период приводятся различные трактовки противоположных и взаимодополняющих понятий со словом «власть» («power»). Рассматриваются компоненты и функции «мягкой силы», отображаемые в документах и концепциях внешней политики государства. Постановка задачи. В настоящее время, когда политические и экономические санкции изменили ландшафт международного образовательного сотрудничества, возможности инструментов «мягкой силы» нашего государства значительно сократились. Методика и методология исследования. Являясь инструментом продвижения культурных ценностей и идеалов, высшее образование аккумулирует возможности культурного, научно-технического, социально-политического и экономического воздействия на индивида и общество. Результаты. Коммуникационное пространство российских вузов сможет интегрировать новый рациональный дискурс через различные образовательные обмены и культурно-просветительские проекты с привлечением современных информационных технологий коммуникации. Материализация данной задачи требует стратегического развития интернационализации высшего образования. Выводы. Сотрудничество в различных областях науки и технологий остается важным инструментом повышения международной политической стабильности и уровня взаимопонимания. Примером успешного развития и продвижения национальных идей и интересов, то есть увеличения «веса» государства на международной арене через образование, является Германия. При этом выполняется главная функция «мягкой силы» – латентная реализация, то есть влияние государства не прямолинейно, а скрыто.


Об авторе

Л. А. Оверчук
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Оверчук Людмила Анатольевна – ст. преподаватель кафедры международных отношений и регионоведения

630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20

 



Список литературы

1. Дневник Алтайской школы политических исследований № 33. Современная Россия и мир: альтернативы развития. (Имидж страны как фактор «мягкой силы» в международных отношениях): сб. науч. ст. / под ред. Ю. Г. Чернышова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017. 235 с.

2. Пономарева Е. Г. «Мягкая сила» России как интеграционный ресурс // Геополитический журнал. 2016. №3. С. 9–17.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 12 февр. 2013 г. // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142236/ (дата обращения: 08.05.2023).

4. Концепция внешней политики Российской Федерации: (утв. Указом Президента Рос. Федерации от 30 нояб. 2016 г.) // Президент России: сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 08.05.2023).

5. Лебедева М. М. «Мягкая сила»: понятие и подходы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3. С. 212 – 223.

6. Nye J. S. The paradox of American power: why the world»s only superpower can»t go it alone. Oxford: Oxford Univ. Press, 2002. 240 р.

7. Nye J. S. Propaganda isn't the way // New York Times. 2003. Jan. 10. URL: http://www.nytimes.com/2003/01/10/opinion/soft-power-propaganda-isnt-the-way.html (accessed 08.05.2023).

8. Walker С., Ludwig J. The meaning of sharp power – how authoritarian states project influence // Foreign Affairs. 2017. Nov. 16. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2017–11–16/meaning-sharp-power (accessed 08.05.2023).

9. Knight J. The limits of soft power in higher education // University World News. 2014. Jan. 31. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20140129134636725 (accessed 08.05.2023).

10. Cross M. K. D. Conceptualizing European public diplomacy // European public diplomacy. Palgrave Macmillan, 2013. P. 1 – 11. DOI: 10.1057/9781137315144_1.

11. Борисов А. В. «Мягкая сила» России: специфика понимания и оценки // Мировая политика. 2020. №1. С. 1–11.

12. Nye J. S. Soft power // Foreign Policy. 1990. № 80. P. 153 – 171. DOI: https://doi.org/10.2307/1148580.

13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Гарант.Ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 08.05.2023).

14. Risse T. «Let's argue!»: communicative action in world politics // International Organization. 2000. Vol. 54, no. 1. P. 1 – 39. DOI: 10.1162/002081800551109.

15. Habermas J. The theory of communicative action. Vol. 1. Reason and the rationalization of society. Boston: Beacon Press, 1984. 465 p.

16. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации 29 февр. 2016 г. // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 08.05.2023).

17. Борисов А. В. «Мягкая сила»: специфика отечественного понимания // Проблемы постсоветского пространства. 2020. Vol. 7, № 2. С. 130 – 141. DOI: https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-2-130-141.

18. Пирогов А. И., Растимешина Т. В. Интернационализация образования в контексте формирования единого общеевропейского образовательного пространства // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1. С. 76 – 84.

19. Антонова Н. Л., Сущенко А. Д., Попова Н. Г. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 31 – 58.

20. Gray C. S. Hard power and soft power: the utility of military force as an instrument of policy in the 21st century. Strategic Studies Inst., US Army War College, 2011. 73 p. JSTOR. URL: http://www.jstor.org/stable/resrep11431 (accessed 07.07.2023).

21. Mann S. R. The reaction to chaos // Complexity, global politics, and national security. Washington, Nat. Defense Univ., 1997. P. 62 – 68.

22. Schneider C. P. Cultural diplomacy: hard to define, but you»d know it if you saw it // Brown Journal of World Affairs. 2006. Vol. 13, № 1. P. 191 – 203.

23. Perilli A. Erasmus student or EU ambassador? People-to-people contact in the European Neighbourhood policy: the cases of Georgia, Ukraine and Tunisia. Bruges: College of Europe, 2017. 44 p. DOI: 10.13140/RG.2.2.10482.81606.

24. Колесникова Н. Л. Российская цифровая дипломатия – элемент мягкой силы // Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире. Будапешт; Киров, 2019. C. 234 – 243.

25. Акафи А. Х. Актуальные методы «мягкой силы» в международной молодежной политике // PolitBook. 2018. № 2. C. 182 – 194.

26. Россотрудничество: сайт. URL: https://rs.gov.ru/ (дата обращения: 08.05.2023).

27. Бохан А. С. Гуманитарная политика России на современном этапе // Проблемы постсоветского пространства. 2021. Т. 8, № 1. С. 152 – 162.

28. Torres C. A. The capitalist state and public policy formation. Framework for a political sociology of educational policy making // British Journal of Sociology of Education. 1989. Vol. 10, no. 1. P. 81 – 102.

29. European Neighbourhood policy: geopolitics between integration and security / eds.: B. Bruno [et al.]. London: Palgrave Macmillan, 2016. 262 p.

30. Vuving A. L. How soft power works: paper presented at the panel «Soft power and smart power,» Amer. Polit. Science Assoc.: annu. meet., Toronto, Sept. 3, 2009. URL: https://apcss.org/Publications/Vuving%20How%20soft%20power%20works%20APSA%202009.pdf (accessed 08.05.2023).

31. Streitwieser B., Olson J., Burkhart S., Klabunde N. Coordinated German internationalization: broadening perspectives // International Higher Education. 2015. No. 83. C. 24 – 26. DOI: 10.6017/ihe.2015.83.9087.

32. Большова Н. Н. Государственная политика в области высшего образования и науки как инструмент «мягкой силы» (опыт Германии) // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2. С. 71 – 80.

33. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. Санкт-Петербург: Норма, 2007. 328 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Оверчук Л.А. Реализация стратегии интернационализации высшего образования как арсенала «мягкой силы» государства. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(2):237-245. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-5

For citation: Overchuk L.A. Implementation of the strategy of internationalization of higher education as a «soft power» tool of the state. Professional education in the modern world. 2023;13(2):237-245. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-2-5

Просмотров: 181

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)