Моделирование языкового образования в поликультурной вузовской среде
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-13
Аннотация
Введение. Актуальность статьи определяется новыми тенденциями в образовании, обусловленными вызовами времени. Автор неоднократно обращалась к проблемам коммуникативной асимметрии и конкретизации содержания обучения иноязычному общению. В современных условиях существует объективная необходимость дальнейшей разработки теоретических и методических аспектов обучения студентов иноязычному общению в поликультурном образовательном пространстве.
Постановка задачи. Целью настоящего исследования является создание универсальной модели обучения иноязычной спонтанной речи в разных сферах общения. Создание модели обучения общению в поликультурной вузовской среде требует решения ряда концептуальных и практических задач.
Методика и методология исследования. Для решения поставленных задач использованы теоретические и эмпирические методы: сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта; диагностические методы.
Результаты. Результатом исследования стала разработка инвариантной и вариативной составляющих модели обучения иноязычному общению. Инвариантная часть модели предполагает определенную иерархию коммуникативных умений. Автором создана логически последовательная схема развития рецептивных и конкретизированных экспрессивных умений на каждом уровне коммуникативной компетенции. Концептуально большое внимание уделяется вариативной составляющей модели – содержанию обучения, которое включает лингвистический материал и речевые средства, предметное содержание, корпус разноплановых текстов. В соответствии с этапами развития коммуникативных умений предложены образцы творческих заданий, а также методические комментарии.
Выводы. Анализируя теорию и исследуя педагогический опыт и существующие практики, автор выявляет перспективу реализации модели обучения, обеспечивающей более гибкий процесс и в то же время качественный уровень иноязычной подготовки будущего специалиста. Материалы исследования и авторская модель обучения, представленная инвариантной и вариативной составляющими, могут найти целесообразное применение в учебной работе со студентами различных направлений подготовки и способствовать модернизации языкового образования.
Об авторе
К. С. ЛелюшкинаРоссия
Лелюшкина Кира Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
Список литературы
1. Соловова Е. Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 6. С. 67 – 71.
2. Лелюшкина К. С. Концептуальные положения и технология обучения иноязычному личностно-ориентированному общению. Томск: Изд-во ТПУ, 2009. 137 с.
3. Карасик В. И. Языковое проявление личности. Волгоград: Парадигма, 2014. 449 с.
4. Маслова В. А. Лингвокультурология. Москва: Смысл, 2001. 208 с.
5. Пименова М. В. Языковая картина мира. Москва: Флинта, 2019. 106 с.
6. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки,1996. 237 с.
7. Яценко М. П. Опора на традиционные ценности в образовательной сфере как залог субъектности России // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 2. С. 203 – 210.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Лелюшкина К.С. Моделирование языкового образования в поликультурной вузовской среде. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):111-115. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-13
For citation: Lelushkina К.S. Modelling the language education at multicultural university environment. Professional education in the modern world. 2023;13(1):111-115. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-13
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.