Комплекс педагогических условий профессиональной адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-10
Аннотация
Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой выбора педагогических условий, способствующих эффективной адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России.
Постановка задачи. Цель исследования – проанализировать понятие «педагогическое условие», дать ему определение; создать алгоритм получения комплекса педагогических условий, способствующих эффективной адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России.
Методика и методология исследования. Исследование включает обзор библиографических и нормативных источников по проблеме выявления педагогических условий, способствующих педагогической адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России.
Результаты. Выявлены три группы педагогических условий профессиональной адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России: «Планово-организационное», включающее учет в образовательной деятельности факультета сил специального предназначения военного Института технологии профессиональной адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России и применение на факультете сил специального назначения учебно-методического кластера профессиональной адаптации; «Мотивационно-аналитическое», включающее поддержку позитивной мотивации будущих офицеров к службе в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России и психолого-педагогическое сопровождение будущих офицеров в преодолении трудностей профессиональной адаптации к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России; «Контрольно-регулирующее», включающее изучение опыта службы офицеров, участвовавших в разрешении локальных конфликтов, и поэтапную оценку будущими офицерами достигнутого ими уровня функционального (работоспособного) состояния; уровня дисциплинированности и организованности; результативности в освоении основ военно-профессиональной деятельности.
Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема исследования носит практико-ориентированный характер, позволяет показать, что применение алгоритма управленческих функций дает возможность обосновать и сформулировать педагогические условия профессиональной адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения. Их применение в военном институте повышает эффективность функционирования технологии профессиональной ориентации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России.
Об авторах
А. В. ЧерноивановРоссия
Черноиванов Александр Владимирович – адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения)
630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
Т. В. Сидорина
Россия
Сидорина Татьяна Владимировна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры технологий обучения, педагогики и психологии; профессор кафедры военной педагогики и психологии
630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149
630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
Список литературы
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. 304 с.
2. Чемодуров М. В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности: подготовка специалистов по защите информации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2009. 21 с.
3. Лагутин А. Г., Руфф Г. В., Сидорина Т. В. Целеполагание как основа самоуправления курсантами своими образовательными действиями // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58 – 3. С. 163 – 166.
4. Черноиванов А. В., Орлов А. В. Профессиограмма офицера подразделения сил специального назначения войск национальной гвардии России // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Новосибирск, 19 нояб. 2018 г.). Новосибирск, 2019. Ч. 1. С. 175 – 178.
5. Данилов С. В. Логистика педагогических инноваций на основе кластерного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2021. 48 с.
6. Соколова Е. И. Термин «инновационный образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 2. С. 153 – 150.
7. Пекарская Е. В. Кластер как метод создания педагогических условий для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов // Мастерство online. 2018. № 2. URL: https://ripo.by/index.php?id=3379 (дата обращения: 17.10.2022).
8. Солодкая Н. В. Применение кластеров в процессе преподавания педагогики студентам бакалавриата // Евразийский Союз Ученых. 2019. № 6. С. 35 – 37.
9. Филофеев О. А. Особенности развития самообразовательной деятельности курсантов военного вуза // Власть. 2012. № 2. С. 90 – 92.
10. Кучерявенко И. А., Шкилев С. В., Зиборова Е. И. Проблема мотивационной готовности курсантов учебных заведениях МВД к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1086 – 1088.
11. Оспенников С. В. Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения внутренних войск МВД России: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кемерово, 2016. 25 с.
12. Свинарева О. В. Особенности построения критериального аппарата при изучении проблем адаптации курсантов к образовательному процессу в ведомственных образовательных организациях высшего образования // Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт. Рязань, 2018. Т. 2. С. 194 – 201.
13. Черноиванов А. В. Профессиональная адаптация будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 4. С. 260 – 263.
14. Черноиванов А. В., Рычажкова К. А., Федотов Б. В. Синергетический подход к моделированию интерактивных форм и методов проведения учебно-тренинговых занятий в образовательном пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 2. С. 2765 – 2774.
15. Черноиванов А. В., Сидорина Т. В. Профессиографический подход в формировании модели подготовки курсантов сил специального назначения войск национальной гвардии // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Новосибирск, 19 нояб. 2018 г.). Новосибирск, 2019. Ч. 1. С. 171 – 175.
16. Юрцев И. В. Педагогическое стимулирование курсантов к преодолению трудностей взаимодействия в процессе обучения в военном вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2012. 27 с.
17. Долженко О. В. Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. Москва, 2000. 190 с.
18. Слядзин Р. Е., Сидорина Т. В. Патриотическое воспитание будущих офицеров // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: материалы межвуз. студенч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2021. Ч. 1. С. 221 – 224.
19. Репета Л. М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8583 (дата обращения: 17.10.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Черноиванов А.В., Сидорина Т.В. Комплекс педагогических условий профессиональной адаптации будущих офицеров к специфике службы в подразделениях сил специального назначения войск национальной гвардии России. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):81-88. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-10
For citation: Chernoivanov A.V., Sidorina T.V. A set of pedagogical conditions for the professional adaptation of future officers to the specifics of service in special forces units of the National Guard of Russia. Professional education in the modern world. 2023;13(1):81-88. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-10
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.