Российская имперская система образования в деколониальной перспективе


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-7

Полный текст:




Аннотация

Введение. В наше время мы наблюдаем движение от ценностей, навязываемых всему миру западной цивилизацией, к ценностям, коррелирующим с ценностями региональных сообществ. В связи с этим актуальным становится рассмотрение политики в сфере образования, оказавшей огромное влияние на культуру колонизированных народов в соответствии с принципом историзма как основополагающим способом осмысления событий прошлого с учетом исторических особенностей эпохи.
Постановка задачи. В настоящей работе на примере истории колониального образования в России рассматривается ее влияние на колонизованные народы.
Методика и методология исследования представлены деколониальным подходом, разработанным В. Миньоло. Объектом исследования является философия образования. В качестве предмета исследования выступает колониальность в российской системе образования.
Результаты. Опираясь на теорию деколонизации, автор рассматривает колониальность и ее истоки в российской системе образования, обращаясь к истории развития и становления колониального образования в России. Большое значение автор придает политике Российской империи в отношении «иноверцев», большое внимание уделяет образованию как способу колонизации и полагает, что народное образование в Советском Союзе является ее продолжением.
Выводы. Делается вывод о том, что время образовательных парадигм, преследующих колониальные цели, прошло, сейчас требуется дать возможность развиваться новым образовательным системам, истоки для которых мы можем видеть, используя деколониальный подход. По мнению автора, использование деколониального подхода откроет перед нами новые пути обучения в противовес западной системе обучения, транслируемой по всему миру как единственно верной системе.


Об авторе

А. П. Слащинина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Россия

Слащинина Анастасия Павловна – аспирант кафедры философии

443086, г. Самара, ул. Московское шоссе, 34



Список литературы

1. Свод законов Российской империи. Санкт-Петербург, 1912. Т. 1, ч. 1, Ст. 65.

2. Машанов М. А. Обзор деятельности «Братства святителя Гурия» за 25 лет его существования, 1867 – 1892 гг. Казань: Типо-литогр. Императорского ун-та, 1892. 257 с.

3. Никольский Н. В. Собрание сочинений. Т. 2. Труды по истории христианизации и христианского просвещения чувашей. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2007. 447 с.

4. Хабибуллин М. З. Деятельность М. А. Машанова в Братстве свт. Гурия // Православный собеседник. 2004. № 1. С. 168 – 205.

5. Батунский М. А. Россия и ислам. Т. 2. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. 599 с.

6. Каримуллин А. Г. У истоков татарской книги (от начала возникновения до 60-х годов XIX века). Казань, 1971. 223 с.

7. Загидуллин И. К. Причины отпадения старокрещеных татар Среднего Поволжья в мусульманство в ХIХ веке // Панорама-Форум. 1997. № S12. С. 34 – 56.

8. Знаменский П. В. Отец Василий Тимофеевич Тимофеев: некролог. Казань: Типо-литогр. Императорского ун-та, 1896. 49 с. URL: http://www.missiakryashen.ru/history/documents/necrologue/ (дата обращения: 01.12.2022).

9. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с.

10. Рождествин А. С. Николай Иванович Ильминский и его система инородческого образования в Казанском крае. Казань, 1900. С. 57 – 58.

11. Верт П. Православие, инославие, иноверие. Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. Москва: Новое лит. обозрение, 2012. 280 с.

12. Письма Николая Ивановича Ильминского [к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву]. Казань: Ред. Православ. собеседника, 1895 (обл. 1898). VI, 414, XII с.

13. Малов Е. А. Крестом как мечом (отрывок из дневников миссионера) // Tatarica. URL: http://tatarica.narod.ru/history/materials/sword.htm (дата обращения: 01.12.2022).

14. Оюн М. М. Создание тувинской письменности как фактор развития народного образования в Туве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 290 – 300.

15. Трегубова Д. Д. «Языковое строительство» в Бурят-Монгольской АССР в 1920 – 1930-е годы // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2017. № 1/2. С. 185 – 200.

16. Черных С. И. Мультикультурализм, образование и личность в эпоху глобализации // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета. 2007. № 1. С. 96 – 100.

17. Mignolo W. D. The darker side of western modernity: global futures, decolonial options. Durham: Duke Univ. Press, 2012. 458 p.

18. Mignolo W. D., Tlostanova M. Learning to unlearn: decolonial reflections from Eurasia and the Americas. Columbus: Ohio State Univ. Press, 2012. 267 p.

19. Mignolo W. D. The geopolitics of knowledge and the colonial difference // The South Atlantic Quarterly. 2002. Vol. 101, № 1. P. 57 – 96.

20. Todd K. L., Robert V. Reviving the spirit by making the case for decolonial curricula // Decolonial Pedagogy. Palgrave Macmillan, 2018. P. 57 – 72. DOI: 10.1007/978 -3 -030 - 01539-8_4.

21. Колесников А. С. Педагогическое образование с позиций компаративной педагогики и интеркультурной философии // Человек и образование. 2013. № 3. С. 22 – 28.

22. Тлостанова М. В. Деколонизация гуманитарного знания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2009. № 1. С. 5 – 14.

23. Mignolo W. D., Walsh C. E. On decoloniality: concepts, analytics, praxis. Durham: Duke Univ. Press, 2018. 304 p.

24. Бурмистров С. Л. К вопросу о рецепции буддизма в современной западной культуре // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4, № 1. С. 128 – 137.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Слащинина А.П. Российская имперская система образования в деколониальной перспективе. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):54-61. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-7

For citation: Slashchinina A.P. The Russian imperial education system in the decolonial perspective. Professional education in the modern world. 2023;13(1):54-61. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-7

Просмотров: 182

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)