Социальные лифты и их восприятие обучающимися
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-3
Аннотация
Введение. Общество является иерархической системой, в которой активные элементы, то есть отдельные люди, заинтересованы занять более высокую позицию. В особенности это касается молодежи, еще только определяющей свои жизненные перспективы. Общественные институты, которые позволяют перемещаться на более высокую социальную позицию, принято обозначать как «социальные лифты». Теоретической базой исследования является учение о системных инверсиях. Системная инверсия представляет собой форму отношений в иерархических системах, при которой некоторый низший элемент приобретает в этой системе главенствующее значение, но не покидает при этом своей исходно подчиненной позиции. Инверсия в иерархической системе возникает вследствие того, что в такой системе действует одновременно несколько организационных принципов, каждый из которых определяет иерархическую позицию соподчиненных элементов. Системная инверсия возникает тогда, когда действие одного организационного принципа противоречит действию другого такого принципа (или нескольких). Действие того или иного «социального лифта» дает возможность субъекту менять свой социальный статус применительно к какому‑либо организационному принципу в социальной иерархии. Таким образом, действие социального лифта может как создавать инверсии в социальной системе, так и способствовать их разрешению.
Постановка задачи. В настоящем исследовании изучались представления студентов вузов о грядущем использовании социальных лифтов. Исследование носило пилотный характер.
Методика и методология исследования. В ходе исследования использовалась специально разработанная анкета, опрошено в общей сложности 290 респондентов (студентов бакалавриата разных направлений подготовки).
Результаты. Получены данные о том, какие именно социальные лифты студенты считают для себя важными. Наиболее значимы такие социальные лифты, как бизнес, профессиональная карьера при работе по найму, брак, а также творческая самореализация. Дальнейшее образование как социальный лифт достоверно чаще упоминают девушки, чем юноши.
Выводы. Исследование предпочитаемых студентами социальных лифтов следует продолжать; эта информация необходима для формирования образовательной и социальной политики.
Об авторах
Д. А. СевостьяновРоссия
Севостьянов Дмитрий Анатольевич – доктор философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии
630 091, г. Новосибирск, Красный просп., 52
А. Р. Гайнанова
Россия
Гайнанова Алиса Рифкатовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология»
630 049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191
Ю. В. Печин
Россия
Печин Юрий Васильевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального администрирования
630 039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160
Список литературы
1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992. 542 с.
2. Косинов С. С. Основные каналы социальной мобильности российской молодежи в современных условиях // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 4. С. 91 – 97.
3. Волков Ю. Г. Новые социальные лифты в региональном пространстве // Россия реформирующаяся. 2020. № 18. С. 131 – 159.
4. Миронова С. П. Социальный лифт: взгляд сквозь призму средств массовой информации // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Екатеринбург, 2015. С. 74 – 81.
5. Романова К. С. Социальные лифты как средство социальной мобильности // Дискурс-Пи. 2015. № 2. С. 30 – 34.
6. Черкесс К. А. Роль молодежных НКО в формировании и развитии социальных лифтов в современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11. С. 45 – 50.
7. Шпекторенко И. В. Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида // Управленческое консультирование. 2013. № 6. С. 93 – 103.
8. Медников А. Б. Тапунов Ю. Н., Лызарь О. Г. Спорт как социальный лифт: институциональные, массмедийные и экзистенциальные факторы // Общество и право. 2021. № 1. С. 154 – 158.
9. Ефимова О. Ю. Социальная мобильность молодежи из бедных семей: опыт пилотажного исследования // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 270 – 273.
10. Косарецкий, С. Г. Пинская М. А., Груничева И. Г. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт // Мир России. Социология. Этнология. 2014. № 2. С.133 – 153.
11. Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012. 526 с.
12. Севостьянов Д. А. Инверсии в социальных иерархиях. Новосибирск: Золотой колос, 2020. 273 с.
13. Ленски Г. Статусная кристаллизация: невертикальное измерение социального статуса // Социологический журнал. 2003. № 4. С. 126 – 140.
14. Петьков В. А., Филоненко В. А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55 – 57.
15. Селиванова О. А. Проблема деформации социальных лифтов в современной образовательной сфере // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. № 9. С. 33 – 40.
16. Черных С. И. Социальные лифты в образовании: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 6. С. 88 – 95.
17. Husén T. Higher education and social stratification: an international comparative study. Paris: Intern. Inst. for Educational Planning, 1987. 75 p.
18. Рахматуллина Л. И., Бабенко К. Ю. Проблема утечки мозгов в России // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 5 – 2. С. 50 – 51.
19. Борусяк Л. Ф. Молодые интеллектуалы: почему они уезжают из России, а потом решают вернуться? // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2020. № 1/2. С. 191 – 205.
20. Артамонова Е. В., Артамонов В. А. Проблемы образования в постиндустриальную эпоху // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1. С. 65 – 79.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Севостьянов Д.А., Гайнанова А.Р., Печин Ю.В. Социальные лифты и их восприятие обучающимися. Профессиональное образование в современном мире. 2023;13(1):18-27. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-3
For citation: Sevostyanov D.A., Gainanova A.R., Pechin Y.V. Social elevators and their perception by students. Professional education in the modern world. 2023;13(1):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-3
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.