К вопросу об изменении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-16
Аннотация
Введение. Обеспечение экономической безопасности на макро- и микроуровне предопределяет необходимость подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. В статье рассмотрены вопросы изменения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Экономическая безопасность» и подготовки специалистов по этой специальности в Иркутском государственном аграрном университете.
Постановка задачи. Существующие условия функционирования российского предпринимательства предполагают обязательную профессиональную деятельность специалистов в сфере экономической безопасности и ее основных аспектов. Цель исследования − в уточнении аспектов изменения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» и влиянии их на реализацию образовательной программы в Иркутском государственном аграрном университете. Задачи исследования состоят в определении особенностей реализации образовательного стандарта по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность в Иркутском государственном аграрном университете под влиянием изменения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Методика и методология исследования. В исследовании использованы исторический и проблемно-хронологический методы, методы сравнительного анализа.
Результаты. В результате исследования выявлены основные проблемы, связанные с изменением нормативной базы и многих элементов действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, отсутствием профессионального стандарта по специальности, четкого регламента по формированию и формулированию индикаторов достижения и др.
Выводы. В процессе разработки образовательной программы по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета) проявились трудности, однако взаимодействие заинтересованных участников образовательного процесса поможет установить необходимые требования и создать условия для подготовки квалифицированного и востребованного специалиста в сфере экономической безопасности.
Об авторе
И. В. ПоповаРоссия
Попова Ирина Владимировна – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента предпринимательства и экономической безопасности в АПК
664 038, Иркутская область, Иркутский район, пос. Молодежный, 1
Список литературы
1. О безопасности: Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015). // КонсультантПлюс.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (дата обращения: 15.11. 2022).
3. Прохожев А. А. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России // Проблемы внутренней безопасности России: материалы науч.-практ. конф. (г. Москва, 15–16 февр. 2001 г.). Москва, 2001. С. 12–18.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2017 г. N 20 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета)» // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/71609076/ (дата обращения: 15.11. 2022).
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.04.2021 № 293 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность» (с изменениями и дополнениями) // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/400799515/ (дата обращения: 15.11. 2022).
6. Попова И. В. Вопросы подготовки специалистов в сфере экономической безопасности в Иркутском ГАУ имени А. А. Ежевского // Социально-экономические проблемы развития экономики АПК в России и за рубежом: материалы Всерос. (нац.) науч.-практ. конф. Молодежный: Изд-во ИрГАУ, 2020. С. 249–254.
7. Арасланова А. А. Управление качеством высшего профессионального образования на основе формирования региональных кластеров. 2-е изд., стер. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 461 с.
8. Меньше всех в России получают работники сферы образования и АПК // Dairynews: сайт. URL: https://www.dairynews.ru/news/menshe-vsekh-v-rf-poluchayut-rabotniki-sfery-obraz.html (дата обращения: 15.11. 2022).
9. Экономическая безопасность (основные аспекты, проблемы и перспективы: [коллективная моногр.] / под ред. И. В. Поповой. Молодежный: Изд-во ИрГАУ, 2020. 217 с.
10. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения: докл. Центра трудовых исслед. и Лаб. исслед. рынка труда НИУ ВШЕ / под ред. В. Гимпельсона [и др.]. Москва: Центр стратег. разработок, 2017. 145 с.
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями на 17 февраля 2021 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 14.03.2022).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71621568 (дата обращения: 14.03.2022).
13. Методические рекомендации для эксперта по анализу содержания и качества подготовки по направлению (специальности) высшего учебного заведения. Москва: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 34 с.
14. Кумс Г. Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. Москва: Прогресс, 1970. 263 с.
15. Аношкина В. Л., Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее (методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: Изд-во РИПК и ППРО, 2001. 176 с.
16. Перевертайло А. С. Итоги регионализации: сетевой и кластерный векторы развития региональных систем профессионального образования // Федеральный справочник. Среднее профессиональное образование в России. Москва, 2015. Т. 1. С. 219–221.
17. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
18. Некрасов С. И. Аграрное образование: социально-экономические предпосылки модернизации и факторы риска // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. Спец. вып. С. 4–7.
19. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы: коллективная моногр. / под науч. ред. Н. Л. Титовой. Москва: МАКС Пресс, 2008. 668 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Попова И.В. К вопросу об изменении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):750-757. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-16
For citation: Popova I.V. On the issue of changing the Federal State Educational Standard of Higher Education in the specialty 38.05.01 Economic Security. Professional education in the modern world. 2022;12(4):750-757. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-16
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.