Методические подходы к повышению квалификации педагога информатики в области проектирования цифровых образовательных ресурсов
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-14
Аннотация
Введение. Статья посвящена вопросам разработки и дизайна интерактивного цифрового учебного ресурса для педагогов. Постановка задачи. Автор статьи ставит своей целью определить текущее состояние образовательного контента и умение педагогов проектировать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе.
Методика и методология исследования. Методологической основой исследования стало формирование цифровой компетенции педагогов, которое осуществляется в процессе программ повышения квалификации, направленное на усовершенствование знаний, умений и навыков в разработке цифровых образовательных ресурсов.
Результаты. Проведен анализ информации, который показывает, что уровень цифровой компетентности преподавателей, степень готовности и желания преподавателей использовать цифровые инструменты и сервисы в образовательном процессе предполагают необходимость разработки вопросов организации эффективного онлайн-общения участников образовательного процесса, продуктивной обратной связи с учащихся посредством цифровых технологий; формирования критической оценки поведения учащихся и корректировки их действий при работе в цифровой образовательной среде, контроля за самостоятельностью учащихся при выполнении образовательных задач; применение результатов анализа цифрового следа учащихся для устранения и исправления образовательных недостатков отдельных учащихся; использование потенциала цифровых инструментов и сервисов в организации групповой работы и проектной деятельности учащихся, общения и вовлечения учащихся. На основе анализа перечня актуальных цифровых компетенций в сфере образования автор предлагает внедрение педагогами в образовательный процесс разработку и проектирование цифровых образовательных ресурсов по преподаваемой ими дисциплине на платформе Moodle.
Выводы. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные методы могут быть использованы при разработке цифровых образовательных ресурсов педагогами для своей профессиональной деятельности.
Об авторе
Г. А. КолосковаРоссия
Колоскова Галина Александровна – аспирант
101 000, г. Москва, ул. Жуковского, 16
Список литературы
1. Ангелова О. Ю., Подольская Т. О. Тенденции рынка дистанционного образования в России // Концепт. 2016. № 2. С. 26–30. URL: https://e-koncept.ru/2016/16026.htm (дата обращения: 27.08.2022).
2. Owens J., De St. Croix T. Engines of social mobility? Navigating the discourse of meritocratic education in an unequal society // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68, no. 4. P. 403–424. DOI: https://doi.org/10.1080/00071005.2019.1708863.
3. Козлов О. А. Развитие цифровой трансформации образования: российский и зарубежный опыт // Информатика: Проблемы, методы, технологии: материалы XXI Междунар. науч.-метод. конф. Воронеж, 2021. С. 1704–1711.
4. Koloskova G. A., Lyamina I. M. The development of computational thinking when studying the discipline «Informatics» // Последние тенденции в области науки и образования: материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. Нефтекамск, 2021. С. 57–61.
5. Готская И. Б. Массовые открытые онлайн курсы: опыт реализации, проблемы и перспективы // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 4. С. 96–100.
6. Роберт И. В., Козлов О. А., Мухаметзянов И. Ш., Поляков В. П., Шихнабиева Т. Ш., Касторнова В. А. Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3. С. 58–72.
7. Барышева И. В., Малкина Е. В., Козлов О. А. Дидактические проблемы организации учебного процесса в университете в условиях онлайн и офлайн обучения // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2021. С. 80–87.
8. Колоскова Г. А., Лямина И. М. Мотивация студентов на овладение знаниями и умениями в системах дистанционного обучения // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: сб. V Всерос. (нац.) науч. конф. Новосибирск, 2020. С. 551–553.
9. KudashovV. I., Chernykh S. I., Yatsenko M. P., Grigoreva L. I., Pfanenshtil I. A., Rakhinsky D. V. Historical reflection in the educational process: an axiological approach // Analele Universitatii din Craiova – Seria Istorie. 2017. Vol. 22, no. 1. P. 139–147.
10. Musat R. P., Mineev V. V., Neskryabina O. F., Panasenko G. V., Maksimov S. V., Rakhinsky D. V. The artistic worldview in the context of sociocultural realia // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8, no. 23. P. 350–357.
11. Гладышев А. А., Гладышева А. А. Философия современного образования: фундаментальность или компетентность цифрового пространства // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3508–3519. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200114.
12. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3418–3427. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20200104.
13. Koloskova G. A., Lyamina I. M. Teaching a foreign language using multimedia technologies // Актуальные вопросы филологии: теория и практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2021. С. 75–77.
14. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Влияние информационных технологий на формирование нравственных основ глобализационного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 4. С. 583–592.
15. Трашкова С. М. Информационные технологии в образовании: теоретико-правовые аспекты // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 47–51.
16. Трашкова С. М., Рахинский Д. В. Образовательная политика и вопросы качества образования // Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф., Красноярск, 2012. С. 254–258.
17. Колоскова Г. А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10, № 37. С. 99–106.
18. Яковлева И. В. Безопасность российского образовательного пространства: аксиологическое содержание концепции // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2443–2450.
19. Костюк Ю. Л., Левин И. С., Фукс А. Л., Фукс И. Л., Янковская А. Е. Массовые открытые онлайн курсы – современная концепция в образовании и обучении // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 1. С. 89–97.
20. Барышева И. В., Козлов О. Изменения методики изучения программирования студентами профильных специальностей в условиях дистанционной работы // Информатизация образования – 2021: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. к 85-летию со дня рождения Я. А. Ваграменко, к 65-летию ЛГТУ. Липецк, 2021. С. 67–75.
21. Jin J., Ball S. J. Meritocracy, social mobility and a new form of class domination // British Journal of the Sociology of Education. 2020. Vol. 41, no. 1. P. 64–79. DOI: 10.1080/01 425 692.2019.1 665 496.
22. Koutsouris G., Anglin-Jaffe H., Stentiford L. How well do we understand social inclusion in education? // British Journal of Educational Research. 2020. Vol. 68, no. 2. P. 179–196. DOI: 10.1080/00 071 005.2019.1 658 861.
23. Федулина С. Б. Инновационные процессы в образовании, связанные с развитием информационных и коммуникационных технологий. URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Pedagogica/4_141554.doc.htm (дата обращения: 27.08.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Колоскова Г.А. Методические подходы к повышению квалификации педагога информатики в области проектирования цифровых образовательных ресурсов. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):733-740. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-14
For citation: Koloskova G.A. Methodological approaches to advanced training of a computer science teacher in the field of designing digital educational resources. Professional education in the modern world. 2022;12(4):733-740. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-14
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.