Профессии выпускников СПО в сфере интернет-услуг
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-13
Аннотация
Введение. Область интернет-услуг – одна из наиболее динамично развивающихся в нашей стране. Ключевым показателем эффективности учреждений СПО, где обучаются молодые люди по IT-специальностям, является профильное трудоустройство выпускников; то, насколько их компетенции способствуют получению работы или же требуют дополнительного обучения. Постановка задачи. В статье изучаются ниши рынка труда в сфере интернет-услуг, где компетенции выпускников СПО оказывались бы востребованы в наибольшей степени.
Методика и методология исследования. Список перспективных ниш рынка труда в сфере интернет-услуг сформирован на основе предложений коммерческого образования, публикуемых в интернете, и дополнен обобщенными предложениями работодателей по зарплате. Уровень заработной платы, выступающий средством оценки востребованности специальности, указан в следующих значениях: минимальный, максимальный, средний и медианный.
Результаты. Выявлены две группы IT-специальностей, отвечающих вышеперечисленным требованиям: с низким порогом входа, где базовых компетенций, полученных в учреждениях СПО, достаточно для первичного трудоустройства, и требующих специфических знаний и навыков, которые могут быть получены при дополнительном образовании.
Выводы. Несмотря на емкость и динамичность сферы интернет-услуг в нашей стране, выпускники СПО ограничены в плане трудоустройства по профильным IT-специальностям, так как их базовые знания и навыки в малой степени соответствуют требованиям рынка. Они могут конкурентно претендовать на рабочие места с низким порогом входа и, соответственно, низкой заработной платой. Но они также могут улучшить свои позиции на рынке труда путем получения дополнительного образования.
Об авторе
Я. У. АстафьевРоссия
Астафьев Янис Улдисович – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
117 218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
Список литературы
1. Рынок ИТ: итоги 2020. URL: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_itogi_2020/ (дата обращения: 22.03.2022).
2. Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2021/2022 // РАЭК. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (дата обращения: 26.04.2022).
3. Digital 2021: главная статистика по России и всему миру. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation/ (дата обращения: 26.04.2022).
4. О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки. Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования Банка РФ. 2022. № 2. URL: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/40953/bulletin_22–02.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
5. Распределение населения по возрастным группам. 17.06.2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781/ (дата обращения: 25.06.2022).
6. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17 323/1811-038X-2020–29-2-6–26.
7. Индикаторы образования 2021: стат. сб. / редкол: Д. В. Афанасьев [и др.]. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. 508 с. URL: https://www.hse.ru/data/2021/07/15/1418937988/io2021.pdf/ (дата обращения: 07.06.2022).
8. Kalleberg A. L. Precarious work, insecure workers: Employment relations in transition. American Sociological Review. 2009. Vol. 74, no. 1. P. 1–22.
9. Padrosa, E., Bolíbar, M., Julià, M., Benach, J. Comparing precarious employment across countries: Measurement invariance of the employment precariousness scale for Europe (EPRES-E). Social Indicators Research. 2021. Vol. 154, iss. 3. P. 893–915. DOI: https://doi.org/10.1007/s11205-020-02539-w/.
10. Standing G. The precariat: the dangerous new class. London; New York: Bloomsbury Acad., 2011. 198 p.
11. Тощенко Ж. Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. Москва: Наука, 2018. 350 с.
12. Прекариат: становление нового класса: коллективная моногр. / под ред. Ж. Т. Тощенко. Москва: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2020. 400 с.
13. Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / под ред. Ж. Т. Тощенко. Москва: Весь Мир, 2021. 400 с.
14. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Фрилансеры на российском рынке труда // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 45–55.
15. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. 2011. № 10. С. 91–112.
16. Online education global market insights 2021, analysis and forecast to 2026, by manufacturers, regions, technology, application, product type. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5399235/online-education-globalmarket-insights-2021#rela4-5521683/ (accessed 17.06.2022).
17. Online education market – Global industry analysis, size, share, growth, trends, and forecast, 2021–2031. 368 p. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5522376/online-education-market-global-industry#rela4-5399235/ (accessed 17.06.2022).
18. Online education marke, size, global forecast 2022–2027, industry trends, share, growth, impact of COVID-19. Opportunity company analysis. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5521683/online-educationmarket-size-global-forecast#rela2-5399235/ (accessed 17.06.2022).
19. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 и тренды 2022 от лидеров отрасли. URL: https://datainsight.ru/russian_education_market/ (дата обращения: 07.06.2022).
20. Константиновский Д. Л. Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социол. исслед., 2015. С. 261–278.
21. Шубкин В. Н., Астафьев Я. У. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. 5, № 3. С. 161–178.
22. Зарплаты по профессиям: Россия 2021–2022 г. URL: https://zarplan.com/zarplata/po-professiyam/%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%AF/ (дата обращения: 07.04.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Астафьев Я.У. Профессии выпускников СПО в сфере интернет-услуг. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):723-732. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-13
For citation: Astafyev Y.U. Professions for vocational education graduates in the field of internet services. Professional education in the modern world. 2022;12(4):723-732. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-13
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.