Профессии выпускников СПО в сфере интернет-услуг


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-13

Полный текст:




Аннотация

Введение. Область интернет-услуг – одна из наиболее динамично развивающихся в нашей стране. Ключевым показателем эффективности учреждений СПО, где обучаются молодые люди по IT-специальностям, является профильное трудоустройство выпускников; то, насколько их компетенции способствуют получению работы или же требуют дополнительного обучения. Постановка задачи. В статье изучаются ниши рынка труда в сфере интернет-услуг, где компетенции выпускников СПО оказывались бы востребованы в наибольшей степени.
Методика и методология исследования. Список перспективных ниш рынка труда в сфере интернет-услуг сформирован на основе предложений коммерческого образования, публикуемых в интернете, и дополнен обобщенными предложениями работодателей по зарплате. Уровень заработной платы, выступающий средством оценки востребованности специальности, указан в следующих значениях: минимальный, максимальный, средний и медианный.
Результаты. Выявлены две группы IT-специальностей, отвечающих вышеперечисленным требованиям: с низким порогом входа, где базовых компетенций, полученных в учреждениях СПО, достаточно для первичного трудоустройства, и требующих специфических знаний и навыков, которые могут быть получены при дополнительном образовании.
Выводы. Несмотря на емкость и динамичность сферы интернет-услуг в нашей стране, выпускники СПО ограничены в плане трудоустройства по профильным IT-специальностям, так как их базовые знания и навыки в малой степени соответствуют требованиям рынка. Они могут конкурентно претендовать на рабочие места с низким порогом входа и, соответственно, низкой заработной платой. Но они также могут улучшить свои позиции на рынке труда путем получения дополнительного образования.


Об авторе

Я. У. Астафьев
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Астафьев Янис Улдисович – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

117 218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5



Список литературы

1. Рынок ИТ: итоги 2020. URL: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_itogi_2020/ (дата обращения: 22.03.2022).

2. Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2021/2022 // РАЭК. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (дата обращения: 26.04.2022).

3. Digital 2021: главная статистика по России и всему миру. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-russian-federation/ (дата обращения: 26.04.2022).

4. О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки. Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования Банка РФ. 2022. № 2. URL: http://cbr.ru/Collection/Collection/File/40953/bulletin_22–02.pdf (дата обращения: 25.04.2022).

5. Распределение населения по возрастным группам. 17.06.2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781/ (дата обращения: 25.06.2022).

6. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. DOI: 10.17 323/1811-038X-2020–29-2-6–26.

7. Индикаторы образования 2021: стат. сб. / редкол: Д. В. Афанасьев [и др.]. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. 508 с. URL: https://www.hse.ru/data/2021/07/15/1418937988/io2021.pdf/ (дата обращения: 07.06.2022).

8. Kalleberg A. L. Precarious work, insecure workers: Employment relations in transition. American Sociological Review. 2009. Vol. 74, no. 1. P. 1–22.

9. Padrosa, E., Bolíbar, M., Julià, M., Benach, J. Comparing precarious employment across countries: Measurement invariance of the employment precariousness scale for Europe (EPRES-E). Social Indicators Research. 2021. Vol. 154, iss. 3. P. 893–915. DOI: https://doi.org/10.1007/s11205-020-02539-w/.

10. Standing G. The precariat: the dangerous new class. London; New York: Bloomsbury Acad., 2011. 198 p.

11. Тощенко Ж. Т. Прекариат: от протокласса к новому классу. Москва: Наука, 2018. 350 с.

12. Прекариат: становление нового класса: коллективная моногр. / под ред. Ж. Т. Тощенко. Москва: Центр соц. прогнозирования и маркетинга, 2020. 400 с.

13. Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / под ред. Ж. Т. Тощенко. Москва: Весь Мир, 2021. 400 с.

14. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Фрилансеры на российском рынке труда // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 45–55.

15. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. 2011. № 10. С. 91–112.

16. Online education global market insights 2021, analysis and forecast to 2026, by manufacturers, regions, technology, application, product type. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5399235/online-education-globalmarket-insights-2021#rela4-5521683/ (accessed 17.06.2022).

17. Online education market – Global industry analysis, size, share, growth, trends, and forecast, 2021–2031. 368 p. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5522376/online-education-market-global-industry#rela4-5399235/ (accessed 17.06.2022).

18. Online education marke, size, global forecast 2022–2027, industry trends, share, growth, impact of COVID-19. Opportunity company analysis. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5521683/online-educationmarket-size-global-forecast#rela2-5399235/ (accessed 17.06.2022).

19. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 и тренды 2022 от лидеров отрасли. URL: https://datainsight.ru/russian_education_market/ (дата обращения: 07.06.2022).

20. Константиновский Д. Л. Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социол. исслед., 2015. С. 261–278.

21. Шубкин В. Н., Астафьев Я. У. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. 5, № 3. С. 161–178.

22. Зарплаты по профессиям: Россия 2021–2022 г. URL: https://zarplan.com/zarplata/po-professiyam/%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%AF/ (дата обращения: 07.04.2022).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Астафьев Я.У. Профессии выпускников СПО в сфере интернет-услуг. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):723-732. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-13

For citation: Astafyev Y.U. Professions for vocational education graduates in the field of internet services. Professional education in the modern world. 2022;12(4):723-732. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-13

Просмотров: 206

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)