Возможности походов в образовательном процессе в условиях (пост)пандемии и тотальной цифровизации
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-9
Аннотация
Введение. Тотальное использование цифровых технологий ведет в перспективе к противопоставлению образовательного и воспитательного процессов. Их объединение мыслится через создание институциональных условий поддержки обучения в форме походов и путешествий.
Постановка задачи. Цель исследования − выявить значение краеведения и туризма в образовательном пространстве и их возможностей в условиях (пост) пандемии. Предполагается, что этому способствуют утверждение приоритета здоровья в массовом сознании и освобождение людей от массового труда.
Методика и методология исследования. На основе контент-анализа литературы выводится усиление значения туризма в условиях пандемии и господства информационных технологий.
Результаты. Обучение в форме походов и путешествий не отделяется от жизни и составляет с ней единое целое. В походе проявляются личные качества, установки и ценности. Задача учителя в таких условиях – «научить жить». Образование на открытом воздухе в разных странах принимает различные формы, это самый распространенный вид ситуативного обучения скандинавской молодежи. Обучение на свежем воздухе во время пандемии приобретает особое значение, благодаря ему укрепляется иммунитет. Кроме того, важно осознать целебное значение красивых ландшафтов, прививать любовь к своей стране и ее красоте – это тоже путь к оздоровлению людей и повышению качества их жизни. Обучение в походах и путешествиях позволяет преодолевать разделение географического образования на физическую и экономическую географию. Туристическая география рассматривается как наука об аксиологических (ценностных) и образовательно-оздоровительных ресурсах географической среды.
Выводы. Туризм и краеведение служат эффективным средством передачи учащимся знаний, которые пригодятся в жизни и должны составить важнейшую часть образовательного процесса.
Об авторе
Ю. Н. ГолубчиковРоссия
Голубчиков Юрий Николаевич − кандидат географических наук, старший научный сотрудник, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета
119 991, г. Москва, ул. Колмогорова, 1
Список литературы
1. Соколовская И. Э. Психические благоденствие (благосостояние) и доверие общества в условиях неопределенности // Общество. Доверие. Риски: материалы Ежегод. Междунар. форума. Москва, 2020. С. 252–257.
2. Наумова Н. Н. Ландшафт как форма познания национального характера и воспитания экологической личности // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 638–644.
3. Селиверстова Н. А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31 857/S013 216 250 008 802–5.
4. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. Москва: Ad Marginem, 1999. 480 с.
5. Пфаненштиль И. А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания» // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3656–3665. DOI: 10.15 372/PEMW20 200 202.
6. Кудашов В. И., Черных С. И., Яценко М. П., Рахинский Д. В. Аксиологические трансформации в глобальном образовании как следствие информационных технологий // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, № 2. С. 968–975. DOI: 10.153/ PEMW20 170 204.
7. Соколовская И. Э. Конфликтогенность искусственного интеллекта в образовательном пространстве молодежи поколения Z // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 4. С. 28–35. DOI: https://doi.org/10.20913/2618751520214-4.
8. Зорин И. В., Лаковский С. Г. Профессиональная направленность рекреационной сущности экогуманизма // V Международный форум «Туризм: наука и образование»: сб. материалов междунар. науч. конф. 2017 г., Москва – г. о. Химки. Москва: Унив. книга, 2018. С. 73–80.
9. Gilberston K., Bates T., McLaughlin T., Ewert A., Outdoor education: methods and strategies. Human Kinetics, 2022. 208 p.
10. Сен-Марк Ф. Социализация природы. Москва: Прогресс, 1977. 440 с.
11. Страбон. География: в 17 кн. Ленинград: Наука, 1964. 943 с.
12. Бахтин М., Балахонский В. В. Процедуры объяснения и интерпретации истории: исторический и логико-методологический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 2. С. 194–201.
13. Stonehouse P. Sustainable adventure? The Necessary «Transitioning» of outdoor adventure education // Journal of Sustainability Education. 2022. Vol. 26, Feb. URL: http://www.susted.com/wordpress/wpcontent/uploads/2022/02/Stonehouse-JSE-General-February-2022-PDF.pdf (accessed 02.04.2022).
14. На каникулах в России каждый день гибнет 18–20 детей // МК.RU. 29.06.2016. URL: https://www.mk.ru/social/2016/06/29/na-kanikulakh-v-rossii-kazhdyy-den-gibnet-1820-detey.html (дата обращения: 02.04.2022).
15. Vigane Å. Dyrstad S. M. Learning leadership in outdoor education: effects of feedback // Journal for Research in Arts and Sports Education. 2022. Vol. 6, no. 1. P. 108–121. DOI: HTTPS://doi.org/10.23865/jased.v6.2969.
16. Паустовский К. Г. Письма из Тарусы. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/mesta/tarusa/pisma.htm (дата обращения: 02.04.2022).
17. Черных С. И., Борисенко И. Г. Изменение экосистемы образования в условиях турбулентного социума // // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: междунар. междисциплинар. коллективная моногр. Изд. 2-е, доп. Москва, 2020. С. 83–95.
18. Sobel D. Childhood and nature: design principles for educators. Portland: Stenhouse Publ., 2008, 184 p.
19. Омельчук А. К. Високосный год. 366. Тюмень, 2013. 460 с.
20. Голубчиков Ю. Н. Гуманитарно-географические основы образования, оздоровления и туризма. Москва: Диалог культур, 2021. 352 с.
21. Бочарников В. Н. Географическое познание и индивидуализм, восприятие и исследовательский образ – важные вопросы социально-экономической географии // Географический вестник. 2013. № 2. С. 14–24.
22. Котляков В. М. Избранные сочинения. Кн. 6. Наука – это жизнь. Москва: Наука, 2003. 576 с.
23. Бахтин М. В. Актуальные вопросы философии образования // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: междунар. междисциплинар. коллективная моногр. Изд. 2-е, доп. – Москва, 2020. С. 6–42.
24. Гиренок Ф. Г. Фигуры и складки. 2-е изд. Москва: Акад. Проект, 2014. 244 с.
25. Баранский Н. Н. Страноведение и география физическая и экономическая // Избранные труды. Научные принципы географии / Н. Н. Баранский. – Москва, 1980. С. 18–51.
26. Пфаненштиль И. А. Геополитические аспекты глобализации в контексте цивилизационных перспектив человечества // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 40–47. DOI: 10.15 372/PEMW20 160 106.
27. Зорин И. В. Феномен туризма: избр. соч. Москва: Наука, 2005. 552 с.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Голубчиков Ю.Н. Возможности походов в образовательном процессе в условиях (пост)пандемии и тотальной цифровизации. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):690-697. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-9
For citation: Golubchikov Y.N. Potential of hikes in the educational process in the conditions of (post)pandemic and total digitalization. Professional education in the modern world. 2022;12(4):690-697. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-9
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.