К вопросу о новой архитектуре российского образовательного пространства
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-2
Аннотация
Введение. После выхода из Болонской системы перед российской системой образования встало множество новых задач. Большинство из них связывается с необходимостью разработки новых, относительно автономных алгоритмов трансформации российской образовательной системы.
Постановка задачи. В статье рассматривается совокупность факторов, определяющих создание таких алгоритмов.
Методика и методология исследования. Методология анализа этих алгоритмов опирается на прогнозный анализ перспектив развития российского образовательного пространства, представленный российскими и зарубежными трендвотчерами. Модели будущего мирхозяйства ориентированы на процессы трансформации системы образования. Объект исследования ограничивается сферой высшего профессионального образования.
Результаты. Обычно глобальное образование эксплицируется как «наполнение» национальных систем образования глобальным знанием, смыслами и ценностями. По большому счету, последние выступили методологическими основаниями либеральных моделей, подобных моделям Р. Хенви и М. Боткина. Мир как единое целое, человечество как глобальная община, гуманизм, холизм составили качественные признаки либерального образования в его глобальном дискурсе. Но выход из Болонской системы и изменение экономической и социально-политической ситуации поставили перед российскими регуляторами вопрос о формировании нового взгляда на проблематику глобализации образования. Сам выход можно рассматривать двояко: с одной стороны, как неудачный финал интеграции российского образовательного пространства в европейское (а параллельно в мировое) образовательное пространство; с другой – как начало создания обновленной (новой) национально ориентированной системы образования. Образование – это платформа для развития человеческого и социального капитала страны. Оно имеет полиморфную структуру и его развитие определяется множественной совокупностью внешних и внутренних факторов. Основные внешние факторы связаны с началом формирования нового мирхозяйственного уклада, а внутренние − с готовностью страны, государства и народа «принять» его как реальность и функционировать в этой реальности.
Выводы. Аналитика таких условий показывает, что выходом из Болонской системы Россия акцентирует два вектора развития своей системы образования: «недоверие» к англо-саксонской и гумбольдтовской моделям организации образовательного пространства и необходимость разработки новой архитектуры своего, национального (отличного от глобальных вариантов) типа такого пространства. Основной целью такого пространства прокламируется создание национально ориентированных технологического, когнитивного и образовательного суверенитетов.
Об авторе
С. И. ЧерныхРоссия
Черных Сергей Иванович – доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии
630 039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 149
Список литературы
1. Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: XX Междунар. Лихачевские науч. чтения, 9–10 июня 2022 г. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2022. 628 с.
2. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. Я. И. Кузьминова [и др.]. Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2019. 284 с.
3. Хойдонк Р ван. Мы уже живем в смешанной материально-цифровой реальности: [беседа с тренд-аналитиком Р. ван Хойдонк] / записали: К. Акопян, С. Лебеденко // РБК. Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/604105aa9a794740604a6d66 (дата обращения: 22.11.2022).
4. Schwab K., Malleret T. COVID-19: the Great Reset. Forum publishing. 2020. URL: http://reparti.free.fr/schwab2020.pdf (accessed 05.08.2022)
5. Саитова В. Конец этого глобального мира: футурологи составили прогноз до 2035 года // РБК. Тренды. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/62ab036c9a794724fa9b3c3a (дата обращения: 05.08.2022)
6. Песков Дм. Остров Россия. Спецпредставитель президента о новой цифровой стратегии. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/09/06/2022/62a0e95b9a79472d8b713207 (дата обращения: 20.07.2022).
7. Куренной В. А. Философия либерального образования: принципы // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 8–39. DOI: https://doi.org/10.17323/1814–9545–2020–1–8–39.
8. Годдард Ч. Российское образование на новом рубеже эпох (диалектика прошлого и будущего). Что нужно России? // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: XX Междунар. Лихачевские науч. чтения, 9–10 июня 2022 г. Санкт-Петербург, 2022. С. 59–61.
9. Юдкевич М. «Все очень просто: ищем лучших людей» – проректор НИУ ВШЭ М. Юдкевич о концепции развития университета-лидера: интервью / вела С. Тюкина. URL: https://rectorspeaking.ru/intervyu-s-prorektorom-niu-vsheh-mariej-yudkevich (дата обращения: 02.11.2022).
10. Черных С. И. Образование как фиктивный капитал // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3400–3408.
11. Донских О. А., Разумов В. И. РПД-логия и совершенствование образования в XXI в. // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т.12, № 1. С. 168–174.
12. Радаев В. Образование в университете – это не продажа услуг, а форма наставничества: интервью с В. Радаевым, первым проректором Высш. шк. экономики / вела С. Тюкина. URL: https://rectorspeaking.ru/obrazovanie-v-universitete-ehto-ne-prodazha-uslug-a-forma-nastavnichestva (дата обращения: 06.12.2022).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Черных С.И. К вопросу о новой архитектуре российского образовательного пространства. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(4):630-635. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-2
For citation: Chernykh S.I. On the question of the new architecture of the Russian educational space. Professional education in the modern world. 2022;12(4):630-635. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-4-2
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.