Академические службы психологического сопровождения университетского образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-18
Аннотация
Введение. Университеты предоставляют ряд услуг социальной поддержки, ориентированных на решение проблем, чтобы помочь студентам и преподавателям, испытывающим психологические трудности. Служба психологической поддержки университета является важной дополнительной формой социально-псхологической защиты человека, поддержки на учебном и/или рабочем месте, она предназначена для оказания психологической помощи, анализа и улаживания (медиации) конфликтных и критических инцидентов, (анти) кризисного управления или экспертного анализа и руководства/сопровождения в формах мониторинга влияния на здоровье и благополучия процессов и результатов образовательных и сопутствующих программ и новаций, коррекции и помощи в совладании с трудными ситуациями и проблемами, коучинга личностного, группового и организационного развития. Современная университетская жизнь богата событиями и проблемами: она может быть захватывающей и интересной, но в ней много сложностей, с которыми человек не всегда может справится сам, в том числе с использованием обычных ресурсов семейной, трудовой и учебной поддержки. Ему нужна направленная профессиональная поддержка психолога, а при возможности помощь мультидисциплинарной академической службы. Такая помощь включает как поддержку человека в ситуациях стрессов, конфликтов, кризисов учебно-профессиональной жизни, так и в ряде иных проблемных ситуаций, нарушений и затруднений.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ проблем современных академических психологических служб, психологического сопровождения образовательного процесса как сферы многочисленных видов помощи человека человеку в решении стоящих перед ним задач совладания с кризисами личностного, межличностного и учебно-профессионального развития.
Методика и методология исследования – теоретическое структурирование и технологическое обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса.
Результаты исследования. В академические службы клиенты могут обратиться, чтобы получить конфиденциальные, личные и профессиональные консультации и т. д. для развития, помощь по следующим вопросам: немедленное избавление от стрессового состояния, определение стратегий преодоления текущих проблем или кризиса, изучение путей более долгосрочных решений и более масштабных перемен, разработка и осмысление следующих шагов, коррекция намеченных маршрутов и т. д., развитие компетенций самопомощи.
Выводы. Современные академические службы психологического сопровождения – междисциплинарные, полиморфные, полифункциональные и политехнологические структуры, активно развивающиеся в направлении оказания помощи и поддержки самопомощи людям, имеющим разные по типу, форме, интенсивности и модусу нарушения и запросы.
Об авторах
А. И. ТащёваРоссия
Тащёва Анна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики
344 056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116
С. В. Гриднева
Россия
Гриднева Светлана Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики
344 056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., 116, корп. 4
М. Р. Арпентьева
Россия
Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, психолог-исследователь
248 000, г. Калуга, ул. Достоевского, 44
Список литературы
1. Stallman H. M., & Hurst C. P. The University Stress scale: measuring domains and extent of stress in university students // Australian Psychologist. 2016. Vol. 51, no. 2. P. 128–134. DOI: https://doi.org/10.1111/ap.12127.
2. Williams M., Coare P., Marvell R., Pollard E., Houghton A.-M., Anderson J. Understanding provision for students with mental health problems and intensive support needs. Brighton: Inst. for Employment Studies, 2015. 210 p.
3. Greig A., MacKay T., Ginter L. Supporting the mental health of children and young people: a survey of Scottish educational psychology services // Educational Psychology in Practice. 2019. Vol. 35, no. 3. P. 257–270. DOI: https://doi.org/10.1080/02667363.2019.1573720.
4. Современная консультативная психология – 2021: психологическое консультирование и психотерапия глазами молодых ученых: [коллективная моногр.]. В 2 т. / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтасфера, 2020. Т. 1. 634 с.; Т. 2. 600 с.
5. Byrd De A. R., McKinney K. J. Individual, interpersonal, and institutional level factors associated with the mental health of college students // Journal of American College Health. 2012. Vol. 60, no. 3. P. 185–193. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2011.584334.
6. Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования: [коллективная моногр.] / под ред. М. Р. Арпентьевой. Торонто: Альтасфера, 2019. 230 c.
7. Гриднева С. В., Тащёва А. И., Арпентьева М. Р. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. С. 226–235.
8. Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 27–28 октября 2017 г.) / отв. ред.: И. Б. Умняшова, И. В. Макарова. Москва: МГППУ, ИУ ВШЭ, 2017. 424 с.
9. Психологическая служба учреждений высшего образования: интеграция учащейся молодёжи Республики Крым в социокультурное пространство РФ / под общ. ред. С. В. Кучеренко. Ялта: Гуманитар.-пед. акад. (фил.), Крымский федер. ун-т им. В. И. Вернадского, 2019. 200 с.
10. Тащёва А. И., Воронцов Д. В., Гриднева С. В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2016. 342 с.
11. Тащёва А. И., Гриднева С. В., Киценко Н. В. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в вузе // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей. Торонто: Альтаспера паблишинг, 2019. С. 220–229.
12. Quintiliani L., Sisto A., Vicinanza Fl., Curcio G., Tambone V. Resilience and psychological impact on Italian university students during COVID-19 pandemic. Distance learning and health // Psychology, Health & Medicine. 2021. Vol. 27, no. 3. P. 69–80. DOI: https://doi.org/10.1080/13548506.2021.1891266.
13. Trougakos J. P., Beal D. J., Cheng B. H., Hideg I., Zweig D. Too drained to help: a resource depletion perspective on daily interpersonal citizenship behaviors // Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 100, no. 1. P. 227–236.
14. Арпентьева М. Р. Академическое социально-психологическое консультирование и преподавание психологии в вузе. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2016. 750 с.
15. Тащёва А. И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с.
16. Julal F. S. Use of student support services among university students: associations with problem-focused coping, experience of personal difficulty and psychological distress // British Journal of Guidance & Counselling, 2013. Vol. 41, no. 4. P. 414–425. DOI: https://doi.org/10.1080/03069885.2012.741680.
17. Bewick B., Koutsopoulou G., Miles J., Slaa E., Barkham M. Changes in undergraduate students’ psychological well-being as they progress through university // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 35. P. 633–645. DOI: https://doi.org/10.1080/03075070903216643
18. School psychology: past, present and future / eds.: T. K. Fagan, P. S. Wise. Washington: National. Assoc. of School Psychologists, 2007. 290 p.
19. Merrell K. W., Ervin R. A. Gimpel G. A. School psychology for the 21st century: Foundations and practices, New York: Guilford, 2006. 380 p.
20. Campbell R., Riggs Sh. A. The Role of Psychological Symptomatology and Social Support in the Academic Adjustment of Previously Deployed Student Veterans // Journal of American College Health, 2015. Vol. 63, no. 7. P. 473–481. DOI: https://doi.org/10.1080/07448481.2015.1040408.
21. Cho S. Effects of social support and grateful disposition on employees’ psychological well-being // The Service Industries Journal, 2018. Vol. 39, no. 11/12. P. 799–819. DOI: https://doi.org/10.1080/02642069.2018.1444755.
22. Hamilton T. K., Schweitzer R. The cost of being perfect: Perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry, 2000. Vol. 34, no. 5. P. 829–835. DOI: https://doi.org/10.1080/j.1440-1614.2000.00801.x.
23. Bruner J. S. The Culture of Education. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1996. 224 p.
24. Flecha R. Successful educational action for inclusion and social cohesion in Europe. Berlin: Springer, 2015. 106 р. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-11176-6.
25. Barbier K., Donche V., Verschueren K. Academic (under) achievement of intellectually gifted students in the transition between primary and secondary education: An individual learner perspective // Frontiers in Psychologychol. 2019. Vol. 10. Art. 2533. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02533.
26. Duque E., Gairal R., Molina S., Roca E. How the psychology of education contributes to research with a social impact on the education of students with special needs: the case of successful educational actions // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. Art. 439. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00439.
27. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2022. 252 с.
28. Гриднева С. В., Тащёва А. И., Арпентьева М. Р. Модели психологического сопровождения образования в вузе // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 2. С. 337–350. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-17.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Тащёва А.И., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р. Академические службы психологического сопровождения университетского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):562–570. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-18
For citation: Tashcheva A.I., Gridneva S.V., Arpentieva M.R. Academic services of psychological support of university education. Professional education in the modern world. 2022;12(3):562–570. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-18
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.