Открытая наука для аграрной отрасли: навигатор по открытым образовательным ресурсам


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-13

Полный текст:




Аннотация

Введение. Мировая концепция «устойчивого развития», направленная на сохранение цивилизации, определяет социальную значимость образования и построение информационного общества как ее важнейшие составляющие элементы. Пандемия и другие глобальные вызовы констатируют важную роль образования как средства выживания человечества, обозначив знания общественными благами. Движение к устойчивому развитию общества происходит путем формирования новой образовательной реальности на основе новых подходов и принципов, в том числе открытой науки.
Постановка задачи. Современной тенденцией развития высшего образования становится курс на открытость контента, применение цифровых образовательных технологий, что находит отражение в документах международного движения по созданию и распространению открытых образовательных ресурсов.
Методика и методология исследования. Анализ отечественных научных публикаций показывает, что открытый доступ к научно-образовательной информации имеет особое значение, поскольку трансформация системы образования происходит на фоне ограничения доступа нашего государства к мировым информационным ресурсам, санкций, импортозамещения.
Результаты. Итогом исследования стала подготовка путеводителя по открытым отраслевым информационным ресурсам агропромышленного комплекса «Навигатор по открытым образовательным ресурсам аграрной отрасли», который представлен на платформе «Библиотека для открытой науки»: http://lib-os.ru/obrazovatelnye-resursy/navigator-oor-apk/ и позволит пользователям быстрее и эффективнее находить необходимую информацию.
Выводы. Результаты проведенного анализа дают основание говорить о необходимости создания национальной информационной системы – агрегатора для целей обеспечения постоянного открытого доступа к информационным ресурсам участников образовательного процесса аграрной отрасли.


Об авторах

Л. Л. Садовская
ГПНТБ СО РАН
Россия

Садовская Лариса Леонидовна – младший научный сотрудник Отдела научных исследований открытой науки, заведующий Отделом справочно-информационного обслуживания

630 102, г. Новосибирск, ул. Восход, 15



Т. Л. Коротенко
Федеральный научный центр риса
Россия

Коротенко Татьяна Леонидовна – кандидат сельскохозяйственных наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы УНУ «Коллекция генетических ресурсов риса, овощных и бахчевых культур»

335 021, г. Краснодар, пос. Белозерный, 3



Список литературы

1. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры: докл. Всемир. конф. по высш. образованию, Париж, ЮНЕСКО, 5–9 окт. 1998 г. // Conventions. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1496 (дата обращения: 24.04.2022).

2. Сахаров А. Г., Колмар О. И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций. 2019. Т. 14, № 1. С. 189–206.

3. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151 (дата обращения: 20.04.2022).

4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 27.04.2022).

5. Ильин И. В., Урсул А. Д., Урсул Т. А., Андреев А. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы: (экспертно-аналит. докл.). Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2017. 207 с.

6. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Образование как информационный процесс и перспективы его футуризации // Современное образование. 2013. № 2. С. 1–57. DOI:10.7256/2306–4188.2013.2.8997.

7. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года: одобрена Нац. советом при Президенте РФ по проф. квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51) // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400621537 (дата обращения: 11.05.2022).

8. Гучапшева И. Р., Кумахова Д. Б. Проблемы и организационно-педагогические аспекты организации аграрного образования в условиях аграрного вуза // Человеческий капитал. 2018. № 12. С. 63–71.

9. Воронин Б. А. Фатеева Н. Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2. С. 77–79.

10. Гааг А. В., Нарзулаев С. Б. Модернизация аграрного профессионального образования в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 130–132.

11. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39.

12. Царапкина Ю. М., Миронов А. Г., Кирейчева А. М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 7. С. 304–318.

13. Шмыгина О. Н. Аграрное образование в наши дни: проблемы и перспективы модернизации // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию ФГБОУ ВПО Саратов. ГАУ. Саратов, 2013. С. 148–150.

14. Суховольская Н. Б. Современное состояние ресурсного потенциала аграрного сектора экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2016. № 45. С. 146–151.

15. Турьянский А. В. Инновационный подход к образовательному процессу в аграрном вузе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. № 9. С. 1–6.

16. Польшакова Н. В., Александрова Е. В. Виртуализация информационной среды как средство реализации самообразования студентов // Образование и общество. 2017. № 5/6. С. 34–36.

17. Александрова Е. В., Польшакова Н. В. Модульная технология обучения в аграрном университете как одно из требований современности // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 3. С. 201–204.

18. Амбросенко Н. Д., Антонова Н. В., Шмелева Ж. Н. Современные информационные образовательные технологии как важный компонент стратегии развития Института международного менеджмента и образования (Красноярский государственный аграрный университет) // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2015. № 4. С. 274–277.

19. Бухтояров Н. И., Беляев А. Н., Тришина Т. В. Повышение качества образования студентов заочной формы применением электронного обучения // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 3. С. 211–217.

20. Нардин Д. С., Нардина С. А. Перспективы развития аграрного образования с использованием дистанционных технологий. // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 497–499.

21. Чертова М. Н. Современные образовательные технологии как фактор повышения качества аграрного образования // Международный академический вестник. 2018. №. 5. С. 88–91.

22. Григорьева О. П., Скрипниченко Ю. С., Скрипниченко В. Ю. Факторы формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве Ставропольского края // Вестник Академии знаний. 2021. №. 6. С. 107–112.

23. Роднина Н. В. Доктрина продовольственной безопасности: региональный аспект // Арктика и Север. 2021. № 45. С. 23–35.

24. Толстов С. Н., Шмелева Е. А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 79. С. 781–794. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17771570_82057626.pdf (дата обращения: 09.05.2022).

25. Днепровская Н. В., Шевцова И. В. Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 8/9. С. 110–118. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118.

26. Мациева М. Н., Ярычев Н. У. Сущность и особенности осуществления обмена знаниями в общеобразовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10–1. С. 176–180.

27. Шумакова О. В., Гаврилова Н. В., Нардина С. А., Комарова С. Ю., Мозжерина Т. Г. Развитие аграрного образования: опыт Омского ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. Спецвып. № 2. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/448-00197 (дата обращения: 09.05.2022).

28. Зонова Н. С. Совершенствование и использование образовательных технологий для подготовки конкурентоспособных кадров АПК // Никоновские чтения. 2015. № 20–1. С. 405–407.

29. Царапкина Ю. М., Лемешко Т. Б., Миронов А. Г. Цифровые технологии в подготовке студентов аграрного вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–3. С. 331–334.

30. Волосова Е. В., Безгина Ю. А., Пашкова Е. В., Шипуля А. Н. Эффективность современных технологий усвоения учебного материала // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 1. С. 146–148.

31. Яхтанигова Ж. М. Электронные образовательные ресурсы в практикоориентированном обучении // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 188–197.

32. Меденцев А. А., Черняйкин А. В., Байкалова А. И. Многоуровневое дистанционное интерактивное обучение как структурный компонент системы непрерывного сельскохозяйственного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 66–74. DOI: 10.15 372/PEMW20 160 110.

33. Васильченко А. М., Брагин Н. И. Дополнительное образование в системе непрерывного аграрного образования кемеровского ГСХИ // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 1. С. 95–100. https://doi.org/10.15372/PEMW20160115.

34. Бочарова E. В. Непрерывное образование как фактор повышения профессиональной компетенции работников сельского хозяйства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 131–135. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-131-135.

35. Бордаченко Н. С., Миронов А. Г. Непрерывное агробизнес-образование как условие развития АПК // Научно-практические аспекты развития АПК: материалы Нац. науч. конф. Красноярск, 2020. Ч. 2. С. 162–166.

36. Добаткина Н. В. Роль инфокоммуникационных технологий в повышении квалификации // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 3. С. 21–26.

37. Кемпель Г. Н. Роль открытых образовательных ресурсов электронных библиотек в развитии образования, науки и инноваций // Румянцевские чтения –2012: материалы Всерос. науч. конф. Москва, 2012. Вып. 1. С. 290–295.

38. Таратухина Ю. В., Баранова И. М. Роль открытых образовательных ресурсов в современном поликультурном информационно-образовательном пространстве // Бизнес-информатика. 2012. № 2. С. 35–41.

39. Павлова Е. В. Электронные информационные ресурсы в контексте развития открытого образовательного пространства России // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2020. № 3. С. 189–197.

40. Неверова А. В., Барташук Н. В. Инновационные технологии в дистанционном образовании // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 3. С. 31–37.

41. Тимкин С. Л. Открытые образовательные ресурсы: международное сотрудничество образовательных учреждений // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1. С. 55–59.

42. Хохряков Н. В. Проблемы информатизации аграрного образования // Никоновские чтения. 2012. № 17. С. 58–60.

43. Меденников В. И., Сальников С. Г., Тухина Н. Ю., Микулец Ю. И. Состояние информационных научно-образовательных ресурсов, представленных в интернет-пространствах // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2016. № 3. С. 32–35.

44. Меденников В. И., Сальников С. Г., Тухина Н. Ю., Микулец Ю. И. Анализ информационного наполнения сайтов сельскохозяйственных вузов // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. № 1. С. 53–62.

45. Меденников В. И. Государственный подход к развитию информатизации АПК // Никоновские чтения. 2012. № 17. С. 3–6.

46. Меденников В. И., Сергованцев В. Т., Сальников С. Г., Луппов В. В., Личман А. А., Муратова Л. Г., Тухина Н. Ю. Модели и методы формирования единого информационного интернет-пространства аграрных знаний. Москва, 2014. 427 с.

47. Меденников В. И., Флеров Ю. А., Райков А. Н. Применимость опыта цифровой трансформации в мире для формирования единой цифровой платформы сельского хозяйства России // Тенденции развития интернет и цифровой экономики: тр. III Всерос. c междунар. участием науч.-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 62–68.

48. Меденников В. И. Цифровая платформа научно-образовательных ресурсов как составная часть цифровой экосистемы АПК // Управление рисками в АПК. 2021. № 1. С. 93–100. DOI: 10.53 988/24 136 573-2021-01-08.

49. Меденников В. И. Требования к цифровой трансформации вузов, обусловленные пандемией // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: тр. XIX Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 46–50.

50. Пирумов А. А. Информационные ресурсы по сельскому хозяйству в Интернет-пространстве // Аграрная наука. 2009. № 11. С. 31–32.

51. Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. Москва, 2018. URL: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf (дата обращения: 25.04.2022).

52. Santos-Hermosa G., Estupinyà Pinyol E., Nonó Rius B., Paris-Folch M.-L., Prats Prat J. Open educational resources (OER) in the Spanish universities // Profesional de la information (EPI). 2020. Vol. 29, no. 6. P. 28. DOI: 10.3145/epi.2020.nov.37.

53. Sigalov А., Skuratov А. Educational portals and open educational resources in the Russian Federation. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214704.pdf (accessed 04.05.2022).

54. Bilder G., Lin J., Neylon C. Principles for open scholarly infrastructure-v1, 2015 // Science in the open: the online home of Cameron Neylon. Sept. 2015. URL: https://cameronneylon.net/blog/principles-for-open-scholarlyinfrastructures/ (accessed 14.04.2022). DOI: http://dx.doi.org/10.6084/m9.figshare.1314859.

55. UNESCO recommendation on open educational resources. 2019 // UNESCO. URL: http://portal.unesco.org/en/ev.phpURL_ID=49 556&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (accessed 14.04.2022).

56. ЮНЕСКО. Генеральная конференция, 35-я, 2009. Проект резолюции от 11 сентября 2009 г. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001839/183947r.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

57. Atkins D. E., Brown J. S., Hammond A. L. A review of the open educational resources (OER) movement: achievements, challenges, and new opportunities. San Francisco, 2007, 80 p. URL: http://www.hewlett.org/uploads/files/ReviewoftheOERMovement.pdf (accessed 15.04.2022).

58. Копытова Н. Е., Налетова И. В. Научно-образовательные ресурсы вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 9. С. 24–29.

59. Atenas J., Havemann L., Priego E. Open data as open educational resources: Towards transversal skills and global citizenship // Open praxis. 2015. Vol. 7, no. 4. P. 377–389.

60. Арефьева Т. С., Жидкова О. Н., Лобанова Е. И., Нисилевич А. Б., Стрижова Е. В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика. 2014. № 2. С. 3–8.

61. Ponti M. Self-directed learning and guidance in non-formal open courses. Learning, media and technology. 2014. Vol. 39, no. 2. P. 154–168. DOI: 10.1080/17 439 884.2013.799 073.

62. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 5–14.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Садовская Л.Л., Коротенко Т.Л. Открытая наука для аграрной отрасли: навигатор по открытым образовательным ресурсам. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):505–520. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-13

For citation: Sadovskaya L.L., Korotenko T.L. Open Science for the agricultural sector: a navigator for open educational resources. Professional education in the modern world. 2022;12(3):505–520. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-13

Просмотров: 276

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)