Конструктивные подходы в создании адаптивной среды для студенческой молодежи с проблемным зрением


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-12

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье рассмотрена актуальная проблема особенностей адаптации студентов, имеющих проблемное зрение и обучающихся в инклюзивном образовательном пространстве вуза. Для разработки индивидуальной программы сопровождения в образовательном пространстве вуза важны компетентный сбор и анализ данных из анамнеза жизни и индивидуальной программы реабилитации и абилитации особого студента. Педагоги вуза не всегда учитывают способность своевременного усвоения учебного материала этими студентами, так как адаптированная форма восприятия не предоставляется.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ созданных инклюзивных условий для адаптации незрячих и слабовидящих студентов, обучающихся в ЗабГУ.
Методика и методология исследования. Основой социологического исследования выступает интервьюирование респондентов для выявления адаптационных проблем в социально-бытовых, образовательных и досуговых аспектах. Результаты. Описаны результаты адаптационных возможностей студентов, имеющих разные уровни нарушения зрения. Выявлены препятствия совершенствования образовательного процесса. Определено, что только 46,6 % из числа исследуемых в полной мере удовлетворены качеством инклюзивного обучения. Показаны формы взаимодействия и социализации студенческой молодежи через активное вовлечение к участию в досуговых мероприятиях. Участие в интегрированных студенческих проектах позволяет студентам с ограниченными образовательными потребностями в короткие сроки и с минимальными потерями адаптироваться к интенсивному режиму студенческой жизни.
Выводы. Администрации вуза необходимо предусмотреть совершенствование системно организованной работы по адаптации и сопровождению студентов с нарушением зрения в образовательном пространстве с учетом имеющихся индивидуальных возможностей работы всех сенсорных систем, которые будут опорой в приобретении и углублении адаптационных, познавательных и коммуникационных возможностей.


Об авторах

С. Т. Кохан
Забайкальский государственный университет
Россия

Кохан Сергей Тихонович – кандидат медицинских наук, доцент, директор Регионального центра инклюзивного образования

672 039, Чита, ул. Александро-Заводская, д.30



А. А. Русанова
Забайкальский государственный университет
Россия

Русанова Анна Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии

672 039, Чита, ул. Александро-Заводская, д.30



Ю. В. Сарудейкина
Забайкальский государственный университет
Россия

Сарудейкина Юлия Владимировна – магистрант социологического факультета

672 039, Чита, ул. Александро-Заводская, д.30



Список литературы

1. Рубцов В. В., Алехина С. В., Хаустов А. В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. С. 1–14. DOI: 10.17759/psyedu.2019110301.

2. Заплатина О. А., Николаев В. А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения в процессе обучения в вузе (часть I) // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021. Т. 2, № 3. С. 60–69.

3. Kokhan S., Romanova E., Nadeina L., Vinogradova N., Shtereva-Nikolova N., Lazarova M. Problems of spatial orientation and mobility of students with visual impairments // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7, № 4. P. 440–462.

4. Свечникова Ю. А. Адаптация как социальная категория // Молодой ученый. 2019. № 8. С. 155–157.

5. Лунева О. В. Адаптация социальная // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 240–247. DOI: 10.17 805/zpu.2018.3.22.

6. Кантор В. З. Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов инвалидов в вузе // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3. C. 44–56. DOI: 10.17759/psyedu.2019110304.

7. Рубцов В. В., Васина Л. Г., Куравский Л. С., Соколов В. В. Модельный образец специальных образовательных условий для получения высшего образования студентами с инвалидностью: опыт создания и применения // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 1. C. 34–49. DOI: 10.17759/pse.2017220105.

8. Самсонова Е. В., Горбунова В. А. Ресурсное обеспечение образовательных организаций при реализации инклюзивного образования (опыт образовательных организаций «Новой Москвы») // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6, № 3. С. 85–103. DOI: 10.17759/cpse.2017060305.

9. Hunt С. S., Hunt B. Changing attitudes toward people with disabilities: experimenting with an educational intervention // Journal of Managerial Issues. 2004. Vol. 16, № 2. P. 266–280.

10. Анофрикова Н. С., Коновалова М. Д. Индивидуализация обучения студентов с нарушениями зрения с учетом ведущих способов приема-передачи информации // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2018: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Москва: Перо, 2018. С. 610–619.

11. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых имеющих остаточное зрение // Дефектология. 2011. № 5. С. 56–64.

12. Панюкова С. В., Сергеева В. С., Саитгалиева Г. Г. Организационно-методические и правовые аспекты обучения студентов с инвалидностью в вузе: учеб. пособие. Москва: МГППУ, 2017. 88 с.

13. Кохан С. Т., Виноградова Н. И. Проблемы профориентационной работы с абитуриентами, имеющими инвалидность и ОВЗ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14, № 4. С. 15–22. DOI: 10.21 209/2658-7114-2019-14-4.

14. Воеводина Е. В. Риски профессионального самоопределения студентов с инвалидностью в сфере высшего образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 4. С. 20–27.

15. Tohara A. J. T., Shuhidan S. M., Bahry F. D. S., Nordin M. N. Exploring digital literacy strategies for students with special educational needs in the digital age // Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. 2021. Vol. 12, no. 9. P. 3345–3358.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кохан С.Т., Русанова А.А., Сарудейкина Ю.В. Конструктивные подходы в создании адаптивной среды для студенческой молодежи с проблемным зрением. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):495–504. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-12

For citation: Kokhan S.T., Rusanova A.A., Sarudeykina Y.V. Constructive approaches to creating an adaptive environment for student youth with vision problems. Professional education in the modern world. 2022;12(3):495–504. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-12

Просмотров: 207

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)