Инклюзивное образование в Республике Беларусь


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-6

Полный текст:




Аннотация

Введение. На основании изучения и анализа нормативно-правовых документов, научных публикаций и достижений внедрения различных форм, методов инклюзивного контента в Беларуси обозначены основные особенности образовательного пространства для лиц с ограниченными возможностями в республике.
Постановка задачи. В статье представлены основные этапы формирования и развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.
Методика и методология исследования. По результатам проведенного анализа системный принцип организации образования для детей с ограниченными возможностями является основополагающим в Беларуси. 99,9 % детей охвачено специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью.
Результаты. На уровне становления и развития в настоящее время находится инклюзивное образование. В условия интегрированного обучения и воспитания вовлечены 70 % лиц с особыми нуждами. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями в возрасте до трех лет сформирована на высоком уровне и эффективно функционирует.
Выводы. Определены позитивные и негативные аспекты инклюзивного образования, а также возможные перспективы эффективного формирования инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Уровень доступности образовательной среды для каждого учреждения образования требует дальнейшего развития.


Об авторе

С. В. Власова
Белорусский государственный медицинский университет
Россия

Власова Светлана Викторовна – кандидат медицинских наук, доцент лечебного факультета, кафедраа обще-ственного здоровья и здравоохранения

220 030, г. Минск, ул. Ленинградская 6, 4‑й учебный корпус



Список литературы

1. Цели устойчивого развития в Беларуси: URL: https://sdgs.by/about/ (дата обращения: 24.04.2022).

2. Уровень образования в мире: 57 миллионов детей не посещают школу // TheWorldOnly 2017. URL: https://theworldonly.org/uroven-obrazovaniya-mire/ (дата обращения: 20.04.2022).

3. International Labour Organization. Inklusi penyandang disabilitas di Indonesia // Jurnal Refleksi Hukum 2017. Vol. 1 P. 1–4.

4. Sirem Ö., Çatal T. An analysis of classroom teachers’ awareness of inclusive education // European Journal of Special Needs Education. 2022. Vol. 1. P. 1–15.

5. Сухих С. И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6–1. С. 298–303.

6. Пономарев А. Б., Пикулева Э. А. Методология научных исследований: учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. 186 с.

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.2017 № 710 «Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017–2021 годы // Правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21700710&p1=1&p5=0 (дата обращения: 20.04.2022).

8. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021. Минск, 2021. 407 с.

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.1993. № 180 «О Концепции образования и воспитания в Беларуси» // Правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic62/text308.htm (дата обращения: 20.04.2022).

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 г. № 683 «О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года» // Правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://edu.gov.by/by-be/kontseptsiya-do-2030-goda.pdf (дата обращения: 20.04.2022).

11. Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. № 1224-XІІ // Правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_sotsialnoj_zashite_invalidov.htm (дата обращения: 20.04.2022).

12. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570XII «О правах ребенка»// Правовой Интернет-портал Министерства образования Республики Беларусь. URL:https://edu.gov.by/by-be/sistemaobrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty/ukazy-zakony-respubliki-belarus/ (дата об- ращения: 20.04.2022).

13. Формирование готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: метод. рекомендации / сост.: С. В. Лауткина, Т. В. Парадня. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2020. 62с.

14. Чайковский М. Е. Инклюзия как условие развития свободной личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 77–81.

15. Яковлева Е. Л. Другой как центральная фигура инклюзии (анализ концепций Э. Левинаса, С. Франка, А. Шюца) // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 34–37.

16. Синявская А. А. Понятие «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» в современных психолого-педагогических исследованиях // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2. С. 28–31.

17. Яковлева Е. Л. Аксиосфера инклюзивной модели культуры // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3. С. 106–109.

18. Szumski G., Smogorzewska J., Karwowski M. Academic achievement of students without special educational needs in inclusive classrooms: a meta-analysis // Educational Research Review. 2017. Vol. 21. P. 33–54.

19. Dessemontet R. S., Bless G. The impact of including children with intellectual disability in general education classrooms on the academic achievement of their low-, average-, and high-achieving peers // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2013. Vol. 38, no. 1. P. 23–30.

20. Farrell P., Dyson A., Polat F., Hutcheson G., Gallannaugh F. SEN inclusion and pupil achievement in English schools // Journal of Research in Special Education Needs. 2007. Vol. 7, no. 3. P. 172–178.

21. Hehir T., Grindal T., Freeman B., Lamoreau R., Borquaye Y., Burke S. A summary of the evidence on inclusive education. [S. l.]: Abt Assoc., 2016. 40 p.

22. Тхорик Н. С. Организация инклюзивной образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.). Чебоксары: Среда, 2021. С. 106–111.

23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (ред. от 04.03.2022) // Правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respublikibelarus/(дата обращения: 20.04.2022).

24. Конвенция о правах инвалидов // Интернет-портал ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.04.2022).

25. Cologon K. Towards inclusive education: a necessary process of transformation. [S. l.], CYDA, 2019. 76 p.

26. О нас – Life guide // Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам: интернет-портал, 2007–2020. URL: https://lifeguide.by/o-nas/ (дата обращения: 20.04.2022).

27. Хитрюк В. В., Пономарева Е. И. Основы инклюзивного образования: учеб.-метод. комплекс. Барановичи: РИО БарГУ, 2014. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

28. Кодекс Республики Беларусь об образовании. 13 января 2011 г. № 243-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100 243 (дата обращения: 20.04.2022).

29. Институт инклюзивного образования // Белорусский государственный педагогический университет. URL: https://iio.bspu.by/?ysclid=l9l5799nnj960336434 (дата обращения: 20.04.2022).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Власова С.В. Инклюзивное образование в Республике Беларусь. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):439–448. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-6

For citation: Vlasova S.V. Inclusive education in the Republic of Belarus. Professional education in the modern world. 2022;12(3):439–448. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-6

Просмотров: 291

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)