Инновации и инклюзивная модель дополнительного образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-3

Полный текст:




Аннотация

Введение. Дополнительное образование – сфера многочисленных новаций, поиска новых, индивидуализированных форм работы с учащимися и обучающимися, в том числе в контексте разработки, реализации и рефлексии образовательных траекторий обучающихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. Люди с ограниченными возможностями здоровья, как следует из базовых ориентаций специального и инклюзивного образования, обладают особыми образовательными потребностями, поэтому нуждаются в дополнительной поддержке образовательного, медицинского, психологического и социального характера. Инновации, разработка, апробация и рефлексия новых методик и направлений образовательной работы с такими обучающимися и учащимися – это необходимость, но далеко не всегда инновации, даже и особенно ориентированные на формирование и осуществление персональных образовательных траекторий, способствуют выполнению базовой цели (инклюзивного) образования – цели становления и развития человека как субъекта культуры.
Постановка задачи. Цель исследования – осмысление проблем образовательных инноваций в контексте инклюзивной модели дополнительного образования.
Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ проблем образовательных инноваций в контексте представления об образовательных траекториях обучающихся в инклюзивном образовании.
Результаты. Инновации в инклюзивном и общем образовании предъявляют особые требования к сохранению и повышению их качества. Однако нередко наблюдается обратная ситуация: инновации декларируются как способ облегчения учения и обучения, но не за счет их оптимизации и новых путей, а за счет выхолащивания, примитивизации и снижения уровня требований к конечному результату. Суть инклюзивной модели дополнительного образования заключается в том, что оно рассматривается как высокоиндивидуализированная (персонализированная) сфера передачи и освоения общекультурных и учебно-профессиональных компетенций, в рамках которой педагог способен и обязан побуждать учеников к осмыслению и осуществлению себя как субъекта культуры, человека среди других людей. Осознавая и принимая свои особенности и нужды, а также потребности и отличия других людей, понимая их значения и смыслы, педагог и ученики должны стремиться помогать другим достичь состояния самоосуществления, гармоничного сочетания персональных и социальных интересов, самоактуализации и самореализации, учить других и/или учиться у других жить, выполняя свои функции субъекта культуры.
Заключение. Инклюзивная доктрина совершенствуется и учит различать задачи включения человека в сообщество, поддержки его становления субъектом культуры и задачи подчинения человека и его жизни интересам общества, поглощения обществом человека, даже и особенно ради мнимостей «устойчивого развития». Современный человек может и должен осознавать и изучать смыслы и значения того, что его окружает, что ему предлагается в качестве «инновации» или «модели потребностного будущего». Эта способность передается и формируется в диалоге со значимыми другими, в том числе педагогами.


Об авторе

Р. Р. Гасанова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гасанова Рената Рауфовна – кандидат психологических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания, старший преподаватель кафедры управления образовательными системами факультета педагогического образования

119 991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 52



Список литературы

1. Арпентьева М. Р., Гасанова Р. Р., Худякова Т. Л., Степанова О. П., Токарь О. В., Дувалина О. Н. Инклюзия и эксклюзия как показатели культуры социальных отношений: глобальное образование в развитии человека // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 154–165.

2. Гасанова Р. Р., Валеева Г. В., Кузнецова Н. В., Арпентьева М. Р. Социально-психологические проблемы развития дополнительного образования как проблемы развития его субъектов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2021. Т. 36. С. 3–15.

3. Арпентьева М. Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 252 с.

4. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Дидактогении и стрессы инноваций в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 29, № 3. С. 45–56.

5. Степанова Г. А., Демчук А. В., Арпентьева М. Р. К проблеме кризиса российского образования. Проблемы современного образования, 2021. № 2. С. 102–113.

6. Gasanova R. R., Kassymova G. K., Arpentieva M. R., Pertiwi F. D., Duisenbayeva Sh. S. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Challenges of Science. 2020. Iss. III. P. 59–68. DOI: https://doi.org/10.31643/2020.009.

7. Арпентьева М. Р. Модусы дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социальные науки». 2015. № 1. С. 33–42.

8. Минигалиева М. Р. Понимание как феномен психологического консультирования: условия, трудности, уровни и циклы // Мир образования – образование в мире. 2013. № 1. (49). С. 123–134.

9. Kassymova G. K., Stepanova G. A., Stepanova O. P., Menshikov P. V., Arpentieva M. R., Merezhnikov A. P., Kunakovskaya L. A. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information. 2018. No. 12. P. 171–176.

10. Арпентьева М. Р. Проблемы здоровьесбережения и взаимопонимание учителя и учащихся в учебном процессе // Валеология. 2015. № 1. С.104–111.

11. Минигалиева М. Р. Изучение психологии и самопознание студентов. Психотерапевтическая модель педагогического общения Л. А. Петровской. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 632 с.

12. Kassymova G., Valeeva G. V., Muller O. Yu., Anufrieva N. V., Arpentieva M. R., Lavrinenko S. V., Dossayeva S. K. Innovation in education: prevention and correction of the pediogenias and matetogenias in students and teachers // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 5, no. 381. Р. 11–18. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2518-1467.130.

13. Арпентьева М. Р. Развивающая модель педагогического общения и здоровьесбережение // Валеология. 2015. № 2. С. 69–77.

14. Арпентьева М. Р., Горелова И. В. Эвергетика и проблемы интерсубъективного управления: человеческий и социальный капитал. Канада, Торонто: Альта сфера, 2018. 290 с.

15. Арпентьева М. Р. Становление личностью, партнером и профессионалом: критерии и проблемы // Профессиональная ориентация, 2018. № 1. С. 10–19.

16. Роджерс, К. Р., Фрейберг Дж. Свобода учиться / науч. ред. А. Б. Орлов. Москва: Смысл, 2019. 526 c.

17. Акерлоф Дж., Шилллер Р. Spritus Animals, или как человеческая психика управляет экономикой и почему это так важно для экономики мирового капитализма / науч. ред. А. Суворова. Москва: Юнайтед Пресс, 2010. 273 с.

18. Гасанова Р. Р. К проблеме интенсификации дополнительного образования: проектирование, реализация, рефлексия и коррекция персональных траекторий образования будущих педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 2. С. 139–146.

19. Гасанова Р. Р. Проблема персональных траекторий дополнительного образования педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 88–101.

20. Кунаковская Л. А., Гайдар К. М., Арпентьева М. Р. Стресс инновациий в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 29, № 4. С. 56–67.

21. Stepanova G. A., Tashcheva A. I., Markova T. A., Shpakovskaya E. U., Arpentieva M. R., Bazhenova N. G., Tokar O. V., Kirichkova M. E. Value-notional relations of people with persons with disabilities in additional and alternative education and in other inclusive social practices // International Journal of Education and Information. 2019. No. 1. Р. 65–72.

22. Гладких В. В., Сверчков Д. Ю. Цифровая образовательная среда как средство обучения курсантов по индивидуальной образовательной траектории // Перспективы науки. 2019. № 5 (116). С. 237–239.

23. Костенко И. П. Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы: монография. Москва, 2013. 501 с.

24. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 19–26.

25. Baudrillard J. In the Shadow of the Silent Majorities or The End of the Social and Other Essays. Cambridge, MA: Semiotext (e), MIT Press, 2007. 136 р.

26. Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д. Путями русского космизма. Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной. М.: Либроком, 2011. 144 c.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гасанова Р.Р. Инновации и инклюзивная модель дополнительного образования. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):410–418. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-3

For citation: Gasanova R.R. Innovation and inclusive model of additional education. Professional education in the modern world. 2022;12(3):410–418. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-3

Просмотров: 251

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)