Проблемы профессиональной самореализации молодого ученого в условиях трансформации институтов образования и науки


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-2

Полный текст:




Аннотация

Введение. В статье представлена проблема профессиональной самореализации и самоопределения молодого ученого в условиях трансформации институтов образования и науки. Остроту ей прибавляет диверсификация профессиональных ориентиров, подкрепляемая невнятностью государственной политики в сфере развития фундаментальной науки и ее четкая ориентированность на использование количественных параметров оценки.
Постановка задачи. Проблема профессионального самоопределения и самореализации молодого ученого рассматривается не через призму подготовки в аспирантуре и количественных критериев оценки ее эффективности, а через анализ и сопоставление доминирующих мотивов выполнения исследовательской деятельности молодыми учеными как в России, так и за рубежом, а также факторов, обусловливающих ее формирование. Этот ракурс исследования представляет новизну работы.
Методика и методология исследования строится на применении структурно-функционального и институционального подходов, а также теориях, раскрывающих процесс самоопределения, самореализации и мотивации.
Результаты. Автором приведен широкий спектр примеров изучения феномена самореализации в научной среде как российскими, так и зарубежными исследователями, показано общее и частное, что отличает процесс в России и других странах.
Выводы. Основной проблемой самоопределения и самореализации является не столько удовлетворение материальных потребностей, сколько усиление смыслообразующей составляющей исследовательской деятельности, которая должна подкрепляться прозрачностью критериев, ориентированных на оценку процесса, развитие профессиональной среды взаимодействия, в том числе через повышение социального статуса ученых, представляющих среднюю возрастную группу. В таком случае это создаст у молодых исследователей предпосылки для уверенности в завтрашнем дне в науке и образовании.


Об авторе

М. А. Абрамова
Институт философии и права СО РАН
Россия

Абрамова Мария Алексеевна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

630 090, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8



Список литературы

1. Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Том 22. № 5 (117). С. 54–66. DOI 10.15826/umpa.2018.05.049

2. Швецова А. В. Барьеры профессионального развития молодых ученых в гендерно-дифференцированной среде научного сообщества // Женщина в российском обществе 2021. № 1. С. 83–93. DOI: 10.21064/WinRS.2021.1.7

3. Бедный Б. И., Миронос А. А., Рыбаков Н. В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8–9. С. 44–54. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

4. Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019. Vol. 77. Issue 2. P. 195–211. DOI: 10.1007/s10734-018-0267-9

5. Симонова А. А., Давыдова Н. Н. Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 248–268. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.736.

6. Quantophrenia // Sorokin P. Fads and Foible» in Modern Sociology and Related Sciences. Westport, Connecticut: Greenwood Press, Publisher». 1956. P. 102–130.

7. Coates H. Editorial: Eight Tactics for Engineering Consequential Higher Education Policy Research Papers // Policy Reviews in Higher Education. 2019. Vol. 3. No. 1. P. 1–3. https://doi.org/10.1080/17460263.2019.1565635.

8. de Rijcke S., Wouters P. F., Rushforth A. D., Franssen T. P., Hammarfelt B. Evaluation Practices and Effects of Indicator Use – A Literature Review // Research Evaluation. 2016. Vol. 25. No. 2. P. 161–169. https://doi.org/10.1093/reseval/rvv038.

9. Салми Д., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25–68.

10. Söderlind J., Geschwind L. Making Sense of Academic Work: The Influence of Performance Measurement in Swedish Universities // Policy Reviews in Higher Education. 2019. Vol. 3. No. 1. P. 75–93. https://doi.org/10.1080/23322969.2018.1564354

11. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2014. Paris: OECD. 2014. OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/sti_outlook-2014-en.

12. Ащеулова Н. А. Молодые ученые Санкт-Петербурга: барьеры и механизмы адаптации // Инновации. 2009. № 1. С. 13–16.

13. Другова Е. А., Андраханов А. А., Больбасова Л. А., Коричин Д. А. Профессиональный рост молодого ученого: дефицитные ресурсы поддержки // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. C. 144–154. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.02.028.

14. Кулешова А. В., Подвойский Д. Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 169–210. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.4.10.

15. Gokhberg L., Kitova G., Kuznetsova T. Russian Researchers: Professional Values, Remuneration and Attitudes to Science Policy // The Science and Technology Labor Force: The Value of Doctorate Holders and Development of Professional Careers / Eds. L. Gokhberg, N. Shmatko, L. Auriol. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer International Publishing. 2016. P. 249–272

16. Super D. E. Self-realization through the work and leisure roles // Educational and vocational guidance. 1985. P. 43.

17. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность / Л. Б. Шнейдер. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

18. Прихидько А. И. Социально-психологические аспекты адаптации российских ученых к социальным изменениям // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 101–110.

19. Stryker S. Identity theory: Developments and extensions / Self and Identity. New York, 1986. P. 89–104.

20. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М.: изд. Московского университета, 1982. С. 108–117.

21. Ansari M., Khan K. S. A. Self-Efficacy as a Predictor of Life Satisfaction Among Undergraduate Students // The International Journal of Indian Psychology. 2015. Vol. 2, No. 2. Р. 5–11.

22. Vazeou-Nieuwenhuis A., Orehek E., Scheier M. F. The Meaning of Action: Do Self-Regulatory Processes Contribute to a Purposeful Life? // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 116. Р. 115–122. DOI: 10.1016/j.paid.2017.04.040

23. Гинзбург М. Р. Жизненное поле личности // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. № 3. С. 77–83.

24. Серый А. В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 3, № 3. С. 238–247. DOI: 10.21603/2078-8975-2015-3-238-247

25. Чванова М. С., Киселева И. А. Моделирование профессионального самоопределения будущих молодых ученых в процессе профессиональной подготовки в вузах наукограда // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 195. С. 7–20. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-195-7-20.

26. Долженко Р. А., Карпилянский В. А., Хади Р. А., Диденко А. С. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 122–153. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-122-153.

27. Иванченко О. С. Специфика и этапы профессиональной социализации молодых ученых в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 12. С. 284–289.

28. Китова Г. А., Кузнецова Т. Е., Кузнецов Б. В. (1995) Мобильность научных кадров в России: масштабы, структура, последствия // Проблемы прогнозирования. № 4–5. С. 41–56.

29. Научная политика: глобальный контекст и российская практика / Гохберг Л. М., Заиченко С. А., Китова Г. А., Кузнецова Т. Е. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 308 с.

30. Shmatko N., Volkova G. Service or Devotion? Motivation Patterns of Russian Researchers. Foresight and STI Governance. 2017. vol. 11, no 2, pp. 54–66. DOI: 10.17323/2500–2597.2017.1.54.66

31. Душина С. А., Ломовицкая В. М. Социальные детерминанты карьеры молодых ученых в период реформирования российской науки (на материалах полевого исследования) // Социологический альманах. 2016. № 7. C. 187–198.

32. Бахова Н. А. Развитие компетентности молодого ученого в практике зарубежных университетов // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 66–72.

33. Cucu-Ciuhan G., Guita-Alexandru I. Organizational culture versus work motivation for the academic staff in a public university // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 127. P. 448–453.

34. Престиж и доход: какие профессии выбирают россияне? Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3799 от 24 октября 2018 г. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9387 (дата обращения: 10.01.2022).

35. Исследование показало, кем мечтают стать российские школьники. URL: https://ria.ru/20200601/1572267603.html. (дата обращения: 10.01.2022).

36. Хорошо там, где их нет? Почему молодежь готова бежать из России. URL: https://news.rambler.ru/other/43280009-horosho-tam-gde-ih-net-pochemu-molodezh-gotova-bezhat-iz-rossii (дата обращения: 10.01.2022).

37. Аблажей А. М. Профессиональная идентичность ученого: факторы и закономерности трансформации // Respublica Literaria. 2021. Т. 2. № 3. С. 61–72. DOI: 10.47850/RL.2021.2.3.61–72

38. Бедный Б. И., Миронос А. А., Рыбаков Н. В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки (статья 2) // Высшее образование в России. 2019. №. 10. С. 9–24.

39. Ценностное развитие как показатель личностной готовности к самореализации в процессе научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых / Т. Г. Бохан [и др.] // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 208–231. DOI: 10.15507/1991–9468.095.023.201 902.208–231 С. 223


Дополнительные файлы

Для цитирования: Абрамова М.А. Проблемы профессиональной самореализации молодого ученого в условиях трансформации институтов образования и науки. Профессиональное образование в современном мире. 2022;12(3):400–409. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-2

For citation: Abramova M.A. Problems of professional self-realization of a young scientist in the conditions of transformation of institutes of educational and scientific institutions. Professional education in the modern world. 2022;12(3):400–409. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-2

Просмотров: 301

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)