Мотивационные аспекты изучения математики студентами «гуманитарных» специальностей


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-15

Полный текст:




Аннотация

Математические модели, являющиеся средством отражения практически всех процессов и явлений, сильнее проникают во все сферы жизни и играют важную роль не только в естественно-научных и инженерно-технических исследованиях, но и гуманитарных. В связи с этим выдвигают новые требования к подготовке будущих специалистов разных квалификаций, для формирования профессиональных компетенций которых освоение основ математики является необходимым. В статье обоснована важность формирования математической компетентности студентов гуманитарных специальностей. Под гуманитарными специальностями имеются в виду специальности, так или иначе связанные с бизнесом, как, например, «Торговое дело», «Менеджмент», «Маркетинг», «Реклама и связи с общественностью» и пр. При этом отмечено, что в каждой специальности существует составляющая, которая, отражая и моделируя реальные ситуации в отрасли, достаточно интересна и доступна студентам младших курсов перечисленных специальностей и может быть продемонстрирована даже в базовом курсе математики. Подчеркнуто, что актуальность этой тематики продиктована переходом к компетентностной модели обучения, которая в том числе подразумевает развитие у студентов вузов навыков самостоятельного обучения. Отмечено, что внедрение профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам осложняется отсутствием соответствующих технологий и стандартов, а также падением уровня школьной математической подготовки. Проанализированы некоторые аспекты этой проблемы и сделан акцент на том, что при разработке курсов математики для студентов гуманитарных специальностей вуза должны быть приоритетными мотивационные аспекты. Сделан вывод о том, что релевантное построение курса математики для студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях, поможет понять важность математических основ для их дальнейшего роста, пробудить в них желание анализировать, выделять главное, рассуждать, видеть множество путей для решения профессиональных задач.


Об авторах

В. В. Филатов
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Филатов Владимир Викторович – доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры инженерной математики

630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



А. В. Гобыш
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Гобыш Альбина Владимировна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры инженерной математики

630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



С. Н. Веричев
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Веричев Станислав Николаевич – кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инженерной математики

630073, Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



Список литературы

1. Концепция развития математического образования в РФ: утв. распоряжением Правительства РФ от 24 дек. 2013 г. № 2506-р // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/ (дата обращения: 01.04.2021).

2. Филатов В. В., Гобыш А.В. Реализация профессиональной направленности обучения математическим дисциплинам в техническом вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. №1. С. 227–234. DOI: 10.26456/vtpsyped/2020.1.227.

3. Шершнева В.А., Карнаухова О.А., Сафонов К. В. Математика и информатика в вузе: взгляд из будущего // Высшее образование сегодня. 2008. №1. С. 10–12.

4. Валиханова О. А. Формирование информационно-математической компетентности студентов инженерных вузов в обучении математике с использованием комплекса прикладных задач: дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 183 c.

5. Кравченко В.В., Прусов А.В., Филатов В.Н. Причины резкого снижения физико-математических знаний выпускников школ и студентов технических вузов и пути их устранения // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26453 (дата обращения: 01.04.2021).

6. Темирова С.Г. Формирование математической компетенции экономиста-менеджера при обучении в экономическом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2007. №9. С. 200–203.

7. Кузьмина А.В. Информационно-математическая компетентность студентов экономического профиля вузов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 2, №3. С. 112–118.

8. Шибаев В.П. Роль математических дисциплин в обучении студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма // Мир науки, культуры, образования. 2016. №5. С. 233–234.

9. Тугульчиева В.С., Васильева П.Д. Интегрирующая роль математики в профессиональной подготовке бакалавров естественнонаучного профиля // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. №1. C. 70–76.

10. Розов Н.Х. Мысли о преподавании математики гуманитариям, возникшие при чтении одного учебного пособия // Математика в высшем образовании. 2012. № 10. C. 57–66.

11. Никольская В.А., Родькина О.Я. О методике преподавания математики в гуманитарном вузе для студентов с разным уровнем довузовской подготовки // Педагогическое образование в России. 2018. №4. C. 91–99.

12. Мамаева Н.А. Условия формирования учебной мотивации студентов в процессе изучения математических дисциплин // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. №6. С. 242–252.

13. Бутина Е.А. Цифровизация образовательного пространства: риски и перспективы // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №2. C. 3695–3701.

14. O'Flaherty J., Phillips G. The use of flipped classrooms in higher education: a scoping review // Internet and Higher Education. 2015. Vol. 25. P. 85–95.

15. DownesS.Personaland personalized learning // EMMA Newsletter. 2016. Feb. 17. URL: https://us8.campaign.archive.com/u=17ce08681f559814caf1359d3&id=fa1770e58d&e=-6fb12 (accessed 01.04.2021).

16. McGee P., Reis A. Blended course design: a synthesis of best practices // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2012. Vol. 16, №4. P. 7–22.

17. Tan C., Yue W.-G., Yu Fu. Effectiveness of flipped classrooms in nursing education: systematic review and metaanalyses // Chinese Nursing Research. 2017. №4. P. 192–200.

18. Пуанкаре А. О науке. Москва: Наука, 1990. 736 с. стр. 205–218. страницы указать в отсылке в тексте или убрать

19. Приказ № 963 от 12.08.2020 Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikazminobrnauki-rossii-ot-12082020-n-963-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 01.04.2021).

20. Шибаев В.П. Вклад математических дисциплин в процесс подготовки специалистов в области сферы услуг населению // Мир науки, культуры, образования. 2017. №2. С. 279–280.

21. Тактаров Н.Г. О преподавании математики для гуманитариев // Успехи современного естествознания. 2004. №1. С. 52–54.

22. Филатов В.В., Гобыш А.В. О роли дистанционного обучения в современном высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №4. С. 4243–4251. DOI: 10.20913/2618-7515-2020-4-08.

23. Аглицкий И.С. Инновационные методы математической подготовки экономистов и менеджеров в учреждениях высшего профессионального образования // Научный альманах. 2016. №3–1. С. 20–22. DOI: 10.17117/na.2016.03.01.020.

24. Ирина Хакамада // Международное бюро спикеров. URL: https://hubspeakers.ru/bio/hakamada (дата обращения: 01.04.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Филатов В.В., Гобыш А.В., Веричев С.Н. Мотивационные аспекты изучения математики студентами «гуманитарных» специальностей. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):140-150. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-15

For citation: Filatov V.V., Gobysh A.V., Verichev S.N. Motivative aspects of studying mathematics by students of «humanitarian» specialties. Professional education in the modern world. 2021;11(4):140-150. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-15

Просмотров: 323

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)