Этноэкологическое образование: методологические аспекты

Полный текст:




Аннотация

Реферат. В статье рассматриваются методологические аспекты, связанные с проблематикой этноэкологического образования. Основной тезис, который формулируется автором, определяется им как противоречие между существующими парадигмальными основаниями традиционной модели образования и необходимостью формирования нового типа образовательного взаимодействия, основанного на принципах этноэкологического и профессионального образования. Автор считает, что именно это сочетание позволит различным этносам не только сохранить этническую идентичность, но и усиленно интегрироваться в современное мультикультурное пространство, детерминируемое в своем развитии тенденциями глобализации. Опираясь на философские идеи этнопедагогики, а также на современные концепты, связанные с проблематикой сохранения этнической идентичности и роли этноэкологического образования в этом процессе, автор формулирует в качестве вывода утверждение о том, что если в основе традиционной парадигмы образования в этноэкологическом варианте позиционировалось взаимодействие «свои - чужие», то сегодня необходимо актуализировать отношение «свои - другие». Важнейшую, если не определяющую роль, в этой трансформации будет играть этноэкологическое и профессиональное образование. Это позволит приостановить процесс исчезновения этнических культур, во-первых, и повысить вероятность их исторической репликации, во-вторых.

Об авторе

Мария Рудольфовна Мазурова
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»
Россия


Список литературы

1. Баллантайн Д. Х. Социология образования: системный анализ // Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. - Казань: Казанский государственный ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2004.

2. Фролова А. Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока. - Магадан: Кордис, 2003.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

4. Миронов В. В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - С. 34-38.

5. Степин В. С. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / В. С. Степин, Н. В. Мотрошилова, И. Т. Касавин и др.; отв. ред. В. С. Степин, А. А. Гусейнов. - М.: Наука, 2005.

6. Nietschmann B. Q. Conservation by Indigenous Self-Determination in Nicaragua. Paper presented at the 88th Annual Meeting of the Association of American Geographers, San Diego, California, 18-21 April. - 1992. - P. 230-245.

7. Болбас В. С. О понятиях и терминах этнопедагогики // Педагогика. -2001. - № 1. - С. 41-45.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мазурова М.Р. Этноэкологическое образование: методологические аспекты. Профессиональное образование в современном мире. 2014;(4):190-197.

For citation: Mazurova M.R. Ethno-ecological education: methodological aspects. Professional education in the modern world. 2014;(4):190-197. (In Russ.)

Просмотров: 363

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)