Педагогический потенциал ситуации успеха в профессиональной и творческой самореализации учителя
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-13
Аннотация
Введение и постановка задачи. В статье объединены научно-педагогические представления о ситуации успеха как способе организации творческой деятельности учителя и форме его профессиональной самореализации. На сегодняшний день самореализация как процесс раскрытия замыслов и талантов личности проходит в условиях жесткой конкуренции и высоких требований бизнеса, рынка труда. Поэтому помимо основного профессионального профиля учителю требуется освоить еще множество сопутствующих профессиональных и личностных компетенций, жестких и мягких навыков, соотнося желания, цели и возможности. Методология. В результате анализа научной литературы автор выводит три содержательных трактовки успеха: 1) как характеристики деятельности; 2) как переживания радости; 3) как мотива; и не сводит его к атрибутам материального достатка и другим количественным показателям. Успех здесь является условием личностного развития и творческой самореализации. На основе этого в качестве ведущего условия творческой самореализации заявлена ситуация успеха. Методика. Дана авторская классификация ситуаций успеха по типам радости в учебно-педагогической деятельности. В обучении творческим профессиям ситуацию успеха можно развернуть в совокупности приемов: снятия зажимов путем упражнений на восстановление дыхания, упражнений на постепенное наращивание трудностей; учета физического состояния и эмоционального самочувствия танцора/актера; оценки не результата, а физических усилий и эмоциональных затрат на достижение успешного результата; оптимистической установки на перспективу. Результаты. В статье подчеркивается, что достижение успеха содержит в себе не только внешние проявления социального престижа и материального достатка, но и внутренние резервы личности. В рамках исследования показано, что успех помимо результата деятельности и ее оценки содержит в себе мотив, смысл, цель и средства ее достижения, которые сопровождаются переживаниями радости теми, кто учится, а педагогические приемы создания ситуации успеха служат основой профессиональной компетентности и творческой самореализации учителя.
Об авторе
Ю. В. АндрееваРоссия
Андреева Юлия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент
450054, Уфа, проспект Октября, д. 74/2
Список литературы
1. Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 172 с.
2. Согомонов А. Ю. Генеалогия успеха и неудач. Москва: Солтэкс, 2005. 384 с.
3. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. 230 с.
4. Бакштановский В. И., Согомонов Ю.В., Чурилов В. А. Этика политического успеха. Тюмень; Москва: Центр прикладной этики, 1997. 747 с.
5. Бакштановский В.И. Этика успеха: от идейно-нравственной доктрины – к проектно-ориентированной конкретизации в ценностях высоких профессий // Этическая мысль. 2016. Т.16, №2. С.123–141.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 400 с.
7. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. Москва: Эксмо-пресс, 2001. 415 c.
8. Маслоу А. К психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания. Москва: Эксмо-пресс, 2002. 271 с.
9. Джемс У. Психология. Санкт-Петербург: Лабиринт, 2017. 352 с.
10. Хубер Р. От «этики характера» к «этике личности» // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. 1994. №1. С. 66–71.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, 1990. 368 с.
12. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Москва: Изд-во АСТ, 2015. 703 с.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Москва: Концептуал, 2019. 320 с.
14. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Педагогическая симфония, ч. 1. Здравствуйте, Дети! Москва: Амрита, 2013. 320 с.
15. Белкин А.С. Ситуация успеха: кн. для учителя. Екатеринбург, 1997. 185 с.
16. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие. Москва: Академия, 2000. 192 с.
17. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 172 с.
18. Киселева Ю.А. Роль ситуации успеха в развитии творческой личности студента в процессе хореографической деятельности // Омский научный вестник. 2007. №6. С. 187–189.
19. Белова Т.В., Ефимова В.А. Создание ситуации успеха как одно из условий формирования творческой самореализации начинающего учителя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т 6, №1. С. 23–26.
20. Жабакова Т.В. Ситуация успеха как фактор самореализации личности в сфере физической культуры и спорта // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. №1. С. 49–56.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Андреева Ю.В. Педагогический потенциал ситуации успеха в профессиональной и творческой самореализации учителя. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):119-129. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-13
For citation: Andreeva Y.V. Pedagogical potential of the success situation in the teacher professional and creative self-realization. Professional education in the modern world. 2021;11(4):119-129. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-13
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.