Актуализация модели профессионального обучения и профессиональной подготовки государственных гражданских служащих: возможности и перспективы
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-12
Аннотация
Развитие государственной службы России – перманентный процесс, нацеленный на повышение качества и результативности деятельности гражданских служащих, приведение ее в соответствие с новыми условиями и ожиданиями граждан. Трансформация гражданской службы сопровождается изменениями правового поля, регулирующего этот институт, опережающим профессиональным развитием ее кадрового корпуса, приведением его в соответствие с государственной образовательной политикой. Заложенный в Федеральном законе «Об образовании» принцип непрерывности образования в течение всей жизни вызвал необходимость зафиксировать в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» новую модель профессионального развития гражданских служащих. В статье анализируются принципиальные отличия ранее действующего и современного подходов к профессиональному развитию гражданских служащих. На основе анализа требований и правовых норм, регулирующих гражданскую службу, программ ее развития, современных тенденций (цифровизации и расширения информационно-технических, организационно-технологических возможностей) предложена нормативная модель профессиональных компетенций гражданских служащих.
Неотъемлемым компонентом модели являются нормативные ценности, служащие ориентирами деятельности гражданских служащих в контексте общественного служения. Рассмотренная в статье модель может служить базисом для определения потребностей, содержания и форм профессионального развития как действующих, так и потенциальных гражданских служащих со стороны руководителей и кадровых служб государственных органов. Более того, эта модель позволяет выявить пробелы и упущения в федеральном государственном образовательном стандарте по направлению «Государственное и муниципальное управление» и настроить зоны развития студентов – будущих государственных служащих.
Об авторах
В. Н. МеньшоваРоссия
Меньшова Вера Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом»
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6
А. Б. Трояк
Россия
Трояк Анастасия Борисовна – магистрант 1 курса факультета «Государственное и муниципальное управление»
630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6
Список литературы
1. Ковшикова Е.В., Архипова Т.Г., Огарков А.А., Шиндряева И.В. Информационно-коммуникативная компетенция государственных гражданских служащих в условиях цифровизации: региональный аспект // ЦИТИСЭ. 2020. №4. С. 419–433.
2. Кравцова Р. Е. Совершенствование управления профессиональным развитием и новые подходы к дополнительному профессиональному развитию государственных гражданских служащих // Аллея науки. 2020. Т. 2, №5. С. 648–653.
3. Hood C. Public Management: the word, the movement, the science. Oxford: Oxford Univ. Press, 2007. 385 р.
4. Peters G., Pierre J. Introduction: the role of public administration in governing. London: Sage Publ., 2003. 640 р.
5. Лобанова А. В., Родюкова Т.Н. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы // Интернаука. 2016. №4–1. С. 47–49.
6. Богданова Э. Н. Анализ ключевых аспектов кадровой политики на государственной гражданской службе Российской Федерации // Вестник экспертного совета. 2016. №2. С. 4–10.
7. Щукина Т.В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: концептуальные подходы и административно- правовое регулирование. Воронеж: Науч. кн., 2011. 215 c.
8. Borisova L. Professional and emotional competence оf civil servants // Economic Alternatives. 2015. №3. P. 97–104.
9. Седых З.А. Особенности правовых форм профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации // Вестник науки. 2020. Т. 2, №6. С. 160–166.
10. Пестерева Н. М., Цветлюк Л.С., Надеина О.С. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих. Москва: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2014. 139 c.
11. Rabovsky T. The politics of higher education: university president ideology and external networking // Public Administration Review. 2016. Vol. 76, №1. P. 764–777.
12. Jenkins J.M., Henry G.T. Dispersed vs. centralized policy governance: the case of state early care and education policy // Journal of Public Administration Research and Theory. 2016. Vol. 26, №4. P. 709–725.
13. Игнатьев И.П., Алексеева Т.Е., Богушевич И.П. Основные принципы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. №6. С. 56–65.
14. Gambrill E. Critical Thinking in Clinical Practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. 432 р.
15. Holland Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice // Journal of Applied Psychology. 1968. №1. Р. 13–27.
16. Митина Л.М. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя. Москва: Моск. психолого-соц. ин-т. 2001. 304 с.
17. Le Deist F.D., Stringfellow E., Winterton J. Typology of knowledge, skills and competences: Clarification of the concept and prototype. Luxembourg: Office for Offic. Publ. of Europ. Communities, 2006. 131 р.
18. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.//КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.04.2021).
19. Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 29.07.2017 г.//КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221204/ (дата обращения: 13.04.2021).
20. Постановление Правительства РФ № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» от 07.10.2019 г. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/72833182/ (дата обращения: 15.04.2021).
21. Федеральный закон от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения:12.04.2021).
22. Указ Президента РФ № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 21.02.2019 г. // КонсультантПлюс. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318654/ (дата обращения:12.04.2021).
23. Постановление Правительства РФ № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы РФ и включение в кадровый резерв государственных органов» от 31.03.2018 г. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71918302/ (дата обращения: 16.04.2021).
24. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71610924/ (дата обращения: 16.04.2021).
25. Указ Президента РФ № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на2019–2021годы» от24.06.2019г. // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72178042/?prime (дата обращения: 12.04.2021).
26. Распоряжение Правительства РФ № 1646-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» от 24.07.2019 г. // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72247380/ (дата обращения: 16.04.2021).
27. Приказ Минобрнауки России № 1016 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» от 13.08.2020 г. // Гарант. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71376840/ (дата обращения: 18.04.2021).
28. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.04.2021).
29. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 20.04.2021).
30. Приказ Минобрнауки России № 41 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр» от 17.01.2011 г. // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/ (дата обращения: 18.04.2021).
31. Приказ Минобрнауки России № 1567 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» от 10.12.2014 г. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70863450/ (дата обращения: 18.04.2021).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Меньшова В.Н., Трояк А.Б. Актуализация модели профессионального обучения и профессиональной подготовки государственных гражданских служащих: возможности и перспективы. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):108-118. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-12
For citation: Menshova V.N., Troyak A.B. Actualizing the model of professional training and development of state civil servants: challenges and prospects. Professional education in the modern world. 2021;11(4):108-118. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-12
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.