Критерии анализа стратегий дидактической коммуникации


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-11

Полный текст:




Аннотация

Одним из ключевых факторов успешности образовательного процесса является психологически грамотно выстроенная дидактическая коммуникация обучаемого и обучающего. Проблему здесь составляет лишь отсутствие как методологического единства в общем, теоретическом анализе самого феномена дидактической коммуникации, так и лоскутность практик, направленных на оптимизацию реального процесса дидактической коммуникации. Цели исследования – анализ критериев дидактической коммуникации обучающего и обучаемого, их осмысление как оснований выделения и сравнительного анализа разных стратегий дидактической коммуникации обучающего и обучаемого. В работе проводится теоретический системно-содержательный анализ критериев дидактической коммуникации обучающего и обучаемого: ключевых конструктов образовательного взаимодействия, его разных сторон и аспектов в представлениях обучающего; модусов пространства и времени коммуникации; «концепции обучающего воздействия»; образа обучаемого в представлениях обучающего; типических коммуникативных средств; воспроизводимой обучающим организационной формы дидактической коммуникации; коммуникативной самоидентификации обучающего и методов исследования и коррекции дидактической коммуникации. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что при бесконечном многообразии индивидуально-личностных оттенков дидактической коммуникации в целом представляется возможным выделить исторически изменяющиеся общие, охватывающие большую часть сообщества обучающих системы представлений об оптимальной стратегии учебного взаимодействия с обучаемыми.


Об авторах

П. В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского
Россия

Меньшиков Петр Викторович – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития и образования

248023, г. Калуга, ул. Разина, д. 22/48



М. Р. Арпентьева
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»
Россия

Арпентьева Мариям Равильевна – доктор психологических наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), Заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, психолог-исследователь

г. Калуга



Список литературы

1. Меньшиков П. В. Психология учебного взаимодействия. Санкт-Петербург: Лань, 2021. 256 с.

2. Арпентьева М.Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования): дис. … д-ра психол. наук. Москва: МГУ, 2015. 497 с.

3. Минигалиева М. Р. Стратегии понимания клиента в индивидуальном психологическом консультировании. дис. … канд. психол. наук. Москва: МГУ, 1999. 275 c.

4. Меньшиков П.В. Пространство и время дидактической коммуникации в рефлексивных представлениях обучающихся // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, №2. С. 220–230.

5. Augustsson G., Boström L. Teachers’ Leadership in the didactic room: a systematic literature review of international research // Acta Didactica Norge. 2016. Vol. 10, №3, Art. 7. P. 1–19.

6. Cuc M.C. Ways to Streamline didactic communication // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 92. P. 225–230.

7. Карпов А.О. Как товарная концепция разрушает образование // Школьные технологии. 2014. №4. С. 169–178.

8. Бутовская М.Л., Русакова Г.С. Буллинг и буллеры в современной российской школе // Этнографическое обозрение. 2016. №2. С. 99–115.

9. Горбаткова О.И. Проблема насилия в школах в зеркале современных российских медиа // Медиаобразование. 2017. №4. P. 189–205.

10. Aldridge J. M., Mcchesney K., Afari E. Relationships between school climate, bullying and delinquent behaviours // Learning Environments Research. 2018. Vol. 21. №2. P. 153–172.

11. Peguero A.A., Hong J.S. School bullying: youth vulnerability, marginalization, and victimization. New York: Springer, 2020. 220 p.

12. Longobardi C., Iotti N.O., Jungert T., Settanni M. Student-teacher relationships and bullying: the role of student social status // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 63, February. P. 1–10.

13. Арпентьева М.Р., Гасанова Р.Р. Умение учиться и умение учить в контексте разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории // Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике. Ульяновск, 2020. С. 6–21.

14. Арпентьева М.Р., Меньшиков П.В. Новые исследования дидактической коммуникации: умение учиться и умение учить. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. 426 с.

15. Макаренко А.С. Мажор. Москва: Директ-Медиа, 2014. 107 с.

16. Borko H., Putnam R.T. Learning to teach // Handbook of educational psychology. New York: Macmillan, 1996. P. 673–708.

17. Chadha, D. how do we prepare to teach? Exploring science lecturers’ authentic approaches to teaching in higher education. Research in Science Education. 2020. Vol. 1. P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.1007/s11165-020-09972-4.

18. Deaker, L., Stein, S. J., Spiller, D. You can’t teach me: exploring academic resistance to teaching development // International Journal for Academic Development 2016. Vol. 21, №4. P. 299–311. DOI: https://doi.org/10.1080/1360144X.2015.1129967.

19. Kember D., & Kwan K.P. Lecturers’ approaches to teaching and their relationship to conception of good teaching // Instructional Science. 2000. Vol. 28. P. 469–490. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1026569608656.

20. Гасанова Р. Р. Методологические проблемы изучения персональных траекторий образования в педагогической психологии // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №4. С. 4262–4270. DOI:

21. Гасанова Р. Р. Проблема изучения индивидуальных образовательных траекторий в дополнительном образовании педагогов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, №3. С. 4053–4063. DOI:

22. Арпентьева М.Р., Меньшиков П. В. Новые образовательные практики в контексте коммуникативного подхода // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7, №3. С. 1179–1185. DOI: https://doi.org/10.15372/PEMW20170306.

23. Голубчикова М.Г., Голубчиков Г.М., Федотова Е. Л. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников – основа развития самостоятельности личности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14, №4. С. 91–99.

24. Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Дидактическая коммуникация современные и классические исследования. Toronto: Altaspera, 2018. 341 с.

25. Арпентьева М. Р. Модусы дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета. Серия: «Педагогика. Психология. Социальные науки». 2015. №1. С. 33–42.

26. Dewey J. Collected writings on education: my pedagogic creed, the school and, the child and the curriculum, moral principles in education, interest… in education, democracy and education. New York: E-artnow ebooks, 2013. 613 p.

27. Dewey J. Democracy and education: an introduction to the philosophy of education. New York: Macmillan, 1916. 434 p.

28. Райх В. Посмотри на себя, маленький человек! Москва: Мир Гештальта, 1997. 46 с.

29. Райх В. Психология масс и фашизм. Москва: АСТ, 2004. 539 с.

30. Adorno Т.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D., Sanford N. The authoritarian personality. New York: Verso, 2019. 1072 p.

31. Bogomolova E.A., Menshikov P.V., Arpentieva M.R., Gorelova I.V., Zalavina T.Yu. The ability to learn and ability to teach: learning and teaching styles // Advances in Social Science Education and Humanities Research (ASSEHR). Paris [etc.], 2018. Vol. 198. Р. 146–153.

32. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта «Компетенции – 2030». Сколково: МШУ, 2012. 21 p. URL: http://www.csr-nw.ru/files/csr/file_content_1246.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

33. Песков Д. 13 лекций о будущем // «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив. 29 декабря 2013. URL: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510 (дата обращения: 20.02.2021).

34. Песков Д. Форсайт образования – 2030. Открытая лекция // «Точка кипения» Агентства стратегических инициатив. 2013, 27 декабря. C. 1. URL: http://leader-id.ru/event/223/ (дата обращения: 20.03.2021).

35. Lave J., Wenger E. Situated learning: legitimate peripheral participation. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1991. 140 p. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511815355.

36. Евзрезов Д.В., Майер Б.О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2013. №3. С. 17–28.

37. Евзрезов Д.В., Майер, Б. О. «Образование 2030» вызов системе образования. 2. Форсайт образования смена модели детства? // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. №2. С. 133–149.

38. Жукова Г.К. Сага о Форсайте, или Об идолах Global Education в российском образовании // Избранные аналитические материалы СПб РИАЦ Российского центра стратегических исследований: Молодежный дискус. клуб СПб РИАЦ РИСИ. Санкт-Петербург, 2016. C. 33–66.

39. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ им. Б. Н. Ельцина, 2017. 128 с.

40. Kassymova G., Kosherbayev R., Arpentieva M., Kenzhaliyev O., Kosherbayeva A. E-learning in higher education and social development // SHS Web Conference. 2021. Vol. 98, art. 05007. Р. 1–4. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805007.

41. Legenchuk D.V., Arpentieva M.R., Hoteeva R.I., Gasanova R.R., Bogomolova E.A., Kuznetsova N.V. Interaction in the development of special abilities of students in a continuity multi-level educational complex // Advances in Engineering Research. 2020. Vol. 191. P. 154–159.

42. Wenger E. Communities of practice: learning, meaning and identity. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998. 318 p.

43. Арпентьева М.Р. Разработка интегративной модели дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социальные науки». 2014. Т. 20, №3. С. 73–78.

44. Зодчий Д. Замысел // Киностудия «Донфильм». 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Fu6kqH4mvMk (дата обращения: 10.03.2021).

45. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998. 308 с.

46. Arpentieva M.R., Geraskina P.B., Lavrinenko S.V., Zalavina T.Y., Kamenskaya E. N., Tashcheva A.I. Directions of psychological research of academic session // Astra Salvensis. – Revistã de istorie şi culturã (review of history and culture). 2018. Iss. 6, suppl. 2. Р. 645–663.

47. Arpentieva M.R., Gorelova I.V., Kassimova K.G., Lavrinenko S.V., Shumova K.A., Malinichev D.M., Simonov V.L., KosovA.V., Garbuzova G.V., Stepanova O.P. Human resource management and dynamic capabilities of educational enterprises: psychological, social and economical aspects // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. №1. P. 242–254.

48. Lavrinenko S.V., Gorelova I.V., Kasymova G.K., Kubantseva O.V., Khudyakova T.L., Yusipova I.V., Malinichev D.M., Dykhan L.B., Stepanova G.A.,Arpentieva M. R. Problems of context and conceptual management in education: psychological, social and economical aspects // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2020. №1. P. 264–276.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Меньшиков П.В., Арпентьева М.Р. Критерии анализа стратегий дидактической коммуникации. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):97-107. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-11

For citation: Menshikov P.V., Arpentieva M.R. Criteria to analyse the didactic communication strategies. Professional education in the modern world. 2021;11(4):97-107. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-11

Просмотров: 236

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)