Оценка удовлетворенности студентов физико-технического профиля университета онлайн-обучением
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-10
Аннотация
Статья содержит результаты исследования удовлетворенности студентов инженерно-физического факультета высоких технологий Ульяновского государственного университета качеством обучения в формате онлайн в период пандемии. Определены критерии и показатели удовлетворенности онлайн-обучением на основе реализации ожиданий от онлайн-обучения и социально-профессиональной адаптации студентов к онлайн-условиям. Инструментарий диагностики включает анкету по выявлению реализации ожиданий студентов от онлайн-обучения естественно-научным и гуманитарным дисциплинам и методику ее обработки. По результатам опроса выводились процентные интегральные показатели реализации ожиданий от онлайн-обучения естественно-научным и гуманитарным дисциплинам: полностью не удовлетворены онлайн-обучением по обоим блокам дисциплин около 20 % учащихся; остальные удовлетворены полностью (38 %) и частично (около 40 %). Определение уровня удовлетворенности онлайн-обучением студентов по критерию их социально-профессиональной адаптации к режиму онлайн осуществлялось с помощью семиуровневой шкалы самооценки психологической комфортности на онлайн- и офлайн-занятиях естественно-научного и гуманитарного блоков дисциплин. Далее осуществлялось процентное распределение респондентов по семи уровням шкалы психологической комфортности на занятиях онлайн и офлайн естественно-научного и гуманитарного блоков дисциплин и производилось их сравнение. Анализ показал, что психологическое самочувствие основной массы респондентов (около 86 %) на онлайн-занятиях по естественно-научным дисциплинам находится в положительной области шкалы; из них в интервале максимальной комфортности – около 70 %. Аналогичный анализ на занятиях по гуманитарным дисциплинам в онлайн-режиме показал, что комфортность основной массы респондентов (около 87 %) соответствует положительной области шкалы, из них в интервале максимальной комфортности находятся 73 %. Результаты исследования позволили выявить достаточно высокий уровень удовлетворенности студентов изучением естественно-научных и гуманитарных дисциплин в режиме онлайн, что свидетельствует в целом о пользе частичного онлайн-обучения. На основании существующей прямой взаимозависимости мотивации к обучению и реализации ожиданий от учебного процесса сделан вывод о сохранении высокого уровня мотивации к обучению в условиях онлайн.
Об авторах
Р. В. ГуринаРоссия
Гурина Роза Викторовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий
432000, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Е. В. Морозова
Россия
Морозова Екатерина Владимировна – кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры теоретической физики инженерно-физического факультета высоких технологий
432000, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Л. Н. Леонтьева
Россия
Леонтьева Лидия Нектарьевна – ассистент кафедры русского языка и методики его преподавания факультета культуры и искусства
432000, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42
Список литературы
1. Гоголева М.Н., Макарова А.П. Удовлетворенность учебной деятельностью студентами гуманитарного и технического профиля // Международный студенческий научный вестник. 2015. №5–2. С. 192.
2. Спасский А.С. Теоретические основы социологического изучения содержания понятия «удовлетворенность студента учебой в вузе» // Право и образование. 2002. №2. С. 83–96.
3. Спиридонова А.А., Хомутова Е.Г. Исследование удовлетворенности студентов: подход, ориентированный на запросы потребителей // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №3. С. 91–96.
4. Касюк А.Я. Качество столичного образования в оценках основных субъектов образовательного процесса. Москва: Русайнс, 2016. 294 с.
5. Середа Е.И., Рябова К. С. Удовлетворенность профессиональным обучением как компонент субъективного благополучия студентов вуза // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. С. 171–176.
6. Образцов И.В., Журавлева В.В. Социально-психологический портрет абитуриента МГЛУ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 26. С. 165–176.
7. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
8. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд, доп. Москва: Азбуковник, 1997. 944 с.
9. Баракина С.Ю. Воспитательные возможности работы классного руководителя со школьными ожиданиями старшеклассников гимназий и лицеев: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2003. 24 с.
10. Гурина Р.В., Баракина С.Ю. Реализация ожиданий как критерий эффективности начальной профессиональной подготовки учащихся в профильных физико-математических классах // Проблемы образования: тр. междунар. конф. «Континуальные алгебраические логики, исчисления и нейроинформатика в науке и технике – КЛИН-2004» (Ульяновск, 18–20 мая 2004 г.). Ульяновск, 2004. Т. 6. С. 40–47.
11. Гурина Р.В. Начальная профессиональная подготовка учащихся в профильных физико-математических классах. Ульяновск, УлГУ, 2004. 290 с.
12. Гурина Р.В. Социально-профессиональная адаптация к условиям вуза как критерий эффективности начальной профессиональной подготовки будущих специалистов-физиков в профильных физико-математических классах // Психологическая наука и образование. 2004. №3. С.75–81.
13. Гурина Р.В. Начальная профессиональная подготовка учащихся в профильных физико-математических классах как ступень в системе непрерывного образования «школа-вуз» // Интеграция образования. 2006. №1. С. 45–49.
14. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Москва: Смысл, 1992. 16 с.
15. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие. Москва: Смысл; Академия, 2005. 288 с.
16. Кубрякова Е.С., Демьянков В.В., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та им. М.В. Ломоносова, 1996. 245 с.
17. Маланов С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: учеб. пособие. Москва: Моск. психолого-соц. ин-т, 2004. 480 с.
18. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.
19. Psychotherapy and personality change. Coordinated research studies in the client-centered approach / eds: C.R. Rogers, R.F. Dymond. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1954. 473 p.
20. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 2000. 350 с.
21. Vroom V. H. Work and motivation. San Francisco: Jossey-Bass, 1994. 432 p.
22. Vroom V. H. Motivation in management. New York: Amer. Foundation of Management Res., 1965. 79 p.
23. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. Изд. 2-е, испр. Москва: Когито-центр, 211. 142 с.
24. Raven J. Quality of life, the development of competence, and higher education // Higher Education. 1984. Vol. 13. P. 393–404.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гурина Р.В., Морозова Е.В., Леонтьева Л.Н. Оценка удовлетворенности студентов физико-технического профиля университета онлайн-обучением. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):84-96. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-10
For citation: Gurina R.V., Morozova E.V., Leontieva L.N. Assessing the satisfaction with university’s online learning by the physical and technical profile students. Professional education in the modern world. 2021;11(4):84-96. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-10
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.