Вторичная занятость и ее роль в получении высшего медицинского образования


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-9

Полный текст:




Аннотация

Цель исследования – изучить структуру и особенности вторичной занятости студентов медицинского университета. Проведен опрос методом сплошного анкетирования студентов специалитета ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» Минздрава России. Вопросы анкеты направлены на социально-демографическую идентификацию студентов. Из 3 906 студентов, обучающихся в организации, в опросе приняли участие 2 330 (59,6 %) респондентов. По результатам опроса 24,7 % (576) студентов ОмГМУ в свободное от учебы время работают, при этом 12,6 % (294) работают в медицинской сфере. Среди респондентов, состоящих в браке, значимо чаще встречаются трудоустроенные студенты, чем среди лиц, не состоящих в браке (55,9 и 29,1 % соответственно, χ2 = 55,53, р < 0,001, Pearson). Наблюдается тенденция увеличения доли работающих студентов от 1 к 5 курсу включительно (11,9 и 41,8 % соответственно). Та же динамика выявлена в отношении доли трудоустроенных респондентов в медицине (4,4 и 28,8 % соответственно). Респонденты, обучающиеся на медико-профилактическом факультете, достоверно реже остальных работают в медицинской сфере (χ2 = 30,04, р < 0,001, Pearson). По мере продвижения обучающихся ОмГМУ по образовательным ступеням увеличивается доля трудоустроенных студентов. При этом среди тех студентов, кто состоит в браке, трудоустроенные студенты встречаются в два раза чаще. Доля трудоустроенных респондентов на стоматологическом факультете ощутимо выше, чем на других факультетах среди студентов 3 и 5 курсов. Студенты медико-профилактического факультета демонстрируют самые низкие показатели в отношении трудоустройства в медицинской сфере в свободное от учебы время.


Об авторах

А. В. Горбенко
Омский государственный медицинский университет
Россия

Горбенко Александр Васильевич – инспектор управления по развитию регионального здравоохранения и медицинской деятельности

644099, Омск, ул. Ленина 12



К. А. Андреев
Омский государственный медицинский университет
Россия

Андреев Кирилл Андреевич – инспектор управления по развитию регионального здравоохранения и медицинской деятельности

644099, Омск, ул. Ленина 12



М. М. Федорин
Омский государственный медицинский университет
Россия

Федорин Максим Михайлович – инспектор управления по развитию регионального здравоохранения и медицинской деятельности

644099, Омск, ул. Ленина 12



Ю. П. Скирденко
Омский государственный медицинский университет
Россия

Скирденко Юлия Петровна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской терапии и гастроэнтерологии

644099, Омск, ул. Ленина 12



Н. А. Николаев
Омский государственный медицинский университет
Россия

Николаев Николай Анатольевич – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры факультетской терапии и гастроэнтерологии, проректор по региональному развитию здравоохранения

644099, Омск, ул. Ленина 12



С. В. Черненко
Омский государственный медицинский университет
Россия

Черненко Сергей Владимирович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии, заместитель руководителя управления по молодежной политике и социальному развитию

644099, Омск, ул. Ленина 12



Список литературы

1. Мазунина М. В. Вторичная занятость студентов гуманитарного факультета ПНИПУ // Master’s Journal. 2014. №2. С. 251–257.

2. Короткова М. С. Социальный портрет работающего студента // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. №5. C. 47–51. DOI: 10.17805/trudy.2016.5.6.

3. Гимпельсон В. Е. Капелишникова Р.И. Рощина С.Ю. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Москва: НПУ ВШЭ, 2017. 148 с.

4. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам Р13 выборочных обследований рабочей силы). 2020: стат. сб. / ред. К. Э. Лайкам. Mосква, 2020. 145 c.

5. Тощенко Ж. Т. Антиномия – новая характеристика общественного сознания в современной России // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 63–72.

6. Козырева П.М., Смирнов А.И. Российская молодежь на рынке труда в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся: ежегодник. Mосква: Новый Хронограф, 2017. № 15. С. 49–71.

7. Беляева Л. А. Преодоление напряжений социального пространства – путь к консолидации общества // Философские науки. 2014. №6. С. 20.

8. Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Калачикова О.Н. Дети и молодежь в России: глобальные вызовы современности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. №6. С. 36–57. DOI: 10.15838/esc/2015.6.42.2.

9. Ryan P. The school-to-work transition: a cross-national perspective // Journal of Economic Literature. 2001. Vol. 39, №1. P. 34–92.

10. Trow M. From mass higher education to universal access: the American advantage // Minerva. 2000. Vol. 37, №4. P. 303–328.

11. Moreau M.-P., Leathwood C. Graduates’ employment and the discourse of employability: a critical analysis // Journal of Education and Work. 2006. Vol. 19, №4. P. 305–324.

12. Hall R. The work – study relationship: experiences of full-time university students undertaking part-time employment // Journal of Education and Work. 2010. Vol. 23, №5. P. 439–449.

13. Kalenkoski C.M., Pabilonia S.W. Parental transfers, student achievement, and the labor supply of college students // Journal of Population Economics. 2010. Vol. 23, №2. P. 469–496.

14. Robert P., Saar E. Learning and working: the impact of the «double status position» on the labour market entry process of graduates in CEE countries // European Sociological Review. 2012. Vol. 28, №6. P. 742–754.

15. Simon H., Casado D., Jose M., Castejon C., Juan L. Analysis of university student employment and its impact on academic performance // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2017. Vol. 15, №2. P. 281–306.

16. Hordosy R., Clark T., Vickers D. Lower income students and the «double deficit» of part-time work: undergraduate experiences of finance, studying and employability // Journal of Education and Work. 2018. Vol. 31, №4. P. 353–365.

17. Chavan M., Carter L. Management students – expectations and perceptions on work readiness // International Journal of Educational Management. 2018. Vol. 32, №5. P. 825–850.

18. Jackson D., Collings D. The influence of work-integrated learning and paid work during studies on graduate employment and underemployment // Higher Education. 2018. Vol. 76, №3. P. 403–425.

19. Jackson D. Developing graduate career readiness in Australia: shifting from extra-curricular internships to workintegrated learning // Asia-Pacific Journal of Cooperative Education. 2018. Vol. 19, №1. P. 23–35.

20. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. №2. С. 152–179.

21. Доклад о положении молодежи в Республике Башкортостан: аннот. версия / под ред. Н.М. Лавренюк. Уфа: АЭТЕРНА, 2018. 214 с.

22. Барбашин М.Ю., Барков Ф.А., Быкадоров Ю.Г., Васьков М. А., Гвинтовкин А.Н., Крамарова Е.Н., Колосов В.Л., Посухова О.Ю., Садко Д. О., Сериков А.В., Солодовник Л.В., Черноус В. В., Чуев С.В.Социологический портрет молодежи Ростовской области. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2012. 342 с.

23. Пасовец Ю.М.Работа в жизни российской молодежи. Москва: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. 136 с.

24. Сафиуллина Ф. Р., Нагимова А.М. Трудовая занятость современной студенческой молодежи. Казань: Казанская Недвижимость, 2015. 144 с.

25. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г. А. Молодежь России на рубеже ХХ – ХХ1 веков: образование, труд, социальное самочувствие. Москва: ЦСПиМ, 2014. 548 с.

26. Гурова И.Г. Вторичная занятость студентов как способ их социальной адаптации в условиях трансформации российского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. №3–1. С. 174–181.

27. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. Москва: Изд-во ЦСП, 2002. 128 с.

28. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. 2005. №4. С. 136–139.

29. Николаев Н. А., Остапенко В. А., Винжегина В. А., Судакова А.Н., Ахмедов В.А., Крамарь М.В., Мишанкин Ф.И. Студент в современном вузе: что влияет на успеваемость? // Фундаментальные исследования. 2007. №8. С. 6–10.

30. Кошарный В. П., Корж Н.В. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №1. С. 126–135.

31. Шаламова Л. Ф. Социальное самочувствие и социальная активность молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2008. №2. С. 172–184.

32. Бисалиев Р.В., Куц О.А. Психологические аспекты адаптации студентов медицинского вуза // Современные наукоемкие технологии. 2007. №4. С. 97–98.

33. Есенкова Н.Ю. Особенности мотивационных процессов и их влияние на удовлетворенность студентов медицинского вуза // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 112. С. 256–260.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Горбенко А.В., Андреев К.А., Федорин М.М., Скирденко Ю.П., Николаев Н.А., Черненко С.В. Вторичная занятость и ее роль в получении высшего медицинского образования. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):71-83. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-9

For citation: Gorbenko A.V., Andreev K.A., Fedorin M.M., Skirdenko Y.P., Nikolaev N.A., Chernenko S.V. Secondary employment and its role in obtaining higher medical education. Professional education in the modern world. 2021;11(4):71-83. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-9

Просмотров: 242

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)