Реализация принципа рационализма в условиях проектно-творческой деятельности при подготовке рабочих кадров в системе СПО


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-8

Полный текст:




Аннотация

Введение. Статья посвящена появлению принципа рационализма как одного из современных составляющих принципа политехнизма, что соответствует таким закономерностям, как обусловленность сферы образования современным тенденциям в сфере экономики и производства, процессам интернационализации и международной интеграции в подготовке рабочих кадров, зависимости качества обучения в системе СПО от единого мирового образовательного пространства. Постановка задачи. Решение проблемы обучения на основе принципа рационализма способствует: 1) активизации познавательной и творческой деятельности студентов; 2) созданию условий для творческой самореализации личности; 3) воспитанию и развитию устойчивой потребности в саморазвитии; 4) востребованности выпускника, владеющего рационализаторскими знаниями и умениями и его социальной защищенности. Методика и методология исследования. Ведущие подходы к исследованию: системный, комплексный, задают иное видение задач, решаемых во взаимодействии педагогов колледжа и наставников предприятий; проектно-творческий подход, в основе которого – совместная творческая деятельность. Исследование проводилось на базе Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Ульяновского профессионально-политехнического колледжа и Ульяновского автомобильного завода (ОАО «УАЗ»). Результаты исследования. Результатом реализации подготовки рабочих кадров на основе принципа рационализма стало повышение качества обучения, что позволяет подготавливать до 20 % выпускников высокой квалификации – на уровне пятого разряда и востребованностью выпускников колледжа на производстве. Такие показатели позволяют также решать задачи подготовки высококвалифицированных рабочих в условиях системы СПО. Выводы. В процессе исследования разработана модель и рассматривается опыт реализации принципа рационализма на основе дуального обучения и совместной проектно-творческой деятельности, представлены основные составляющие практической реализации модели. Результаты научной работы также позволяют обозначить перспективы последующих исследований, которые состоят в разработке новых направлений, форм, средств и методов реализации принципа рационализации при подготовке рабочих кадров.


Об авторе

Э. Р. Гайнеев
Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
Россия

Гайнеев Эдуард Робертович – кандидат педагогических наук

432700, Ульяновск, пл. 100-летия Ленина, 4



Список литературы

1. Батышев С.Я. Задачи системы профессионального образования в условиях рыночной экономики. Москва: Педагогика, 1993. 178 с.

2. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008. 136 с.

3. Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э. Инновационные тенденции в развитии профессионального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург. 2016. Вып. 9. С. 273–280.

4. Масааки И., Гемба К. Путь к снижению затрат и повышению качества: пер. с англ. 5-е изд. Москва: Альпина Паблишерз, 2010. 340 с.

5. Мюллер Х.-П. Рациональность, рационализация, рационализм. От Вебера к Бурдье? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Том 19, №1. С. 16–41.

6. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. пособие. Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. 324 с.

7. Ибрагимов Г.И. Закономерности и принципы обучения в профессиональной школе // Казанский педагогический журнал. 2014. №4. С. 9–26.

8. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Москва: Современное слово, 2005. 720 с.

9. Гайнеев Э.Р., Гайнеев Э. Р. Система дуально-творческой подготовки рабочих высокой квалификации: индивидуально-творческий подход // Среднее профессиональное образование. 2019. №8. С. 10–18.

10. Taylor C. How many types of giftedness can your program tolerate? // Journal of Creative Behaviour.1998. Vol. 12, №1. P. 39–51.

11. Gulford I.P. Intellectual factors in productive thinking // Explorations in creativity. New York, 1967. P. 187–192.

12. Binder R. Uvod do predogogiky tvorivosti v techickech odbjmych pregmetch. Bratislava, 1981. 54 р.

13. Torrance E.P., Hall L.K. Assessing the further research of creative potential // Journal of Creative Behaviour. 2000. Vol. 14, №1. P. 1–19.

14. Тархан Л.З., Токарчук Е.Ю. Творческая образовательно-мотивационная микросреда формирования проектно-конструкторской культуры будущих педагогов профессионального обучения // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. №. 2. С. 284–290.

15. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Москва: Советское радио, 1979. 176 с.

16. Шушански Я. Методология рационализации. Москва: Экономика, 1987. 248 с.

17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6т. Т. 4. Детская психология. Москва, 1984. 432 с.

18. Гайнеев Э. Р. Особенности технического мышления современного квалифицированного рабочего // Педагогическое образование в России. 2014. №3. С. 10–15.

19. Гайнеев Э.Р., Скамницкий А.А. Поэтапная подготовка рабочего высокой квалификации // Среднее профессиональное образование. 2014. № 11. С. 6–11.

20. Гайнеев Э.Р. Дуальное обучение ориентируется на личность // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 11. С. 20–23.

21. Есенков Ю. В., Гайнеев Э.Р. Организация рационализаторской и изобретательской работы учащихся в учреждениях НПО. Ульяновск: ИПК ПРО, 2006. 48 с.

22. Махмутов М. И. Избранные труды. В 7т. Т. 1. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. Казань: Магариф – Вакыт, 2016. 423 с.

23. Каташев В.Г. Развитие познавательной активности учащихся (на примере работы казанских школ и высших учебных заведений). Чебоксары: Новое Время, 2020. 184 с.

24. Пичугина Г.В. Обновление целей технологического образования школьников США // Школа и производство. 2010. №2. С. 3–14.

25. Gayneev E.R. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker // Modern European Researches. 2016. №3. P. 50–54.

26. Галагузова М.А., Гайнеев Э.Р. Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С. 252–257.

27. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенных инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №3. С. 4–18.

28. Towards a system of lifelong education: some practical considerations / ed. A. J. Cropley. Oxford etc.: Pergamon press, 1980. XVI, 219 p.

29. Каташев В.Г., Гайнеев Э.Р. Использование идей М. И. Махмутова в современном образовании // Методист. 2016. №8. С. 37–39.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гайнеев Э.Р. Реализация принципа рационализма в условиях проектно-творческой деятельности при подготовке рабочих кадров в системе СПО. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):62-70. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-8

For citation: Gaineev E.R. Implementing the rationalism principle in the conditions of design and creative activity when training workers in SPO system. Professional education in the modern world. 2021;11(4):62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-8

Просмотров: 338

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)