Проблемы управления человеческим капиталом вуза в условиях цифровизации образовательной среды
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-6
Аннотация
В статье рассматриваются современные подходы к определению категории «человеческий капитал», тенденции развития человеческого капитала и системы его управления в вузах Российской Федерации. Определено, что проблема образовательной среды – одно из актуальных направлений современных педагогических исследований. Исследуются вопросы качественного изменения образовательной среды вузов в условиях преобладания в социально-экономических процессах нового технологического уклада, развития цифровой экономики. На основе анализа психолого-педагогической и экономической литературы, нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, а также общей системы управления вуза и человеческим капиталом его профессорско-преподавательского состава, в частности анализа самого капитала, структурирована образовательная среда Томского сельскохозяйственного института – филиала Новосибирского ГАУ. Опираясь на результаты проведенных наблюдений процесса управления человеческим капиталом в вузе, анкетирования и интервьюирования его педагогических работников, расчета и анализа оценочных показателей человеческого капитала в статье очерчено проблемное поле управления человеческим капиталом профессорско-преподавательского состава в условиях цифровизации образовательной среды исследуемой образовательной организации, определяющее его актуальные задачи. Установлены наиболее проблемные направления управленческой деятельности Томского сельскохозяйственного института в условиях нарастания процессов информатизации и цифровизации: управление человеческим капиталом в сфере учебно-методической и научно-исследовательской работы преподавателей вуза. Сделан вывод о необходимости совершенствования системы управления человеческим капиталом исследуемой образовательной организации. Авторами предложено реализовать в среднесрочной перспективе проект «Мотивация профессорско-преподавательского состава Томского сельскохозяйственного института – филиала ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ к эффективной деятельности в условиях цифровизации образовательной среды», который позволит повысить эффективность механизмов взаимодействия администрации вуза и работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в сфере реализации электронного обучения в институте посредством формирования системы материальных и нематериальных стимулов работников.
Об авторах
А. В. ГаагРоссия
Гааг Андрей Викторович – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и права, директор
634009, Томск, ул. К. Маркса, 19
О. В. Бутова
Россия
Бутова Ольга Васильевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и права
634009, Томск, ул. К. Маркса, 19
Н. Н. Рябова
Россия
Рябова Надежда Николаевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры экономики и права
634009, Томск, ул. К. Маркса, 19
Список литературы
1. Борщева Н.Л. Развитие методологии управления человеческим капиталом в инновационной экономике: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2016. 61 с.
2. Гильдингерш М.Г., Алексеева И.А. Формы и методы управления человеческим капиталом вузов в условиях их инновационного развития // Экономика труда. 2016. Т. 3, №3. С. 211–228.
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://rosstat.gov.ru (дата обращения: 19.09.2021).
4. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. №1. С. 90.
5. Муханов Е.Л. Об опыте функционирования внутриуниверситетского НИИ // Высшее образование в России. 2015. №8/9. С. 116–121.
6. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2011. №4. С. 76–82.
7. Рябова Н.Н. Навык дистанционного образования в аграрном вузе: результаты социологического опроса // Вестник экономики, права и социологии. 2021. №3. С. 121–124.
8. Ковельский В. В. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития высшего учебного заведения: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. Самара, 2020. 327 с.
9. Лебедкова Н.В., Шушакова А.Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ // Молодой ученый. 2012. №4. С. 425–427.
10. Некрасов С.И. Аграрное образование: социально-экономические предпосылки модернизации и факторы риска // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. Спец. вып. С. 4–7.
11. Стратегия развития образования до 2030 года // НИИ инновационных стратегий развития общего образования. URL:http://nii.smdp.ru/strategiya/#1 (дата обращения: 02.10.2021).
12. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / под науч. ред. Н. Л. Титовой. Москва: МАКС Пресс, 2008. 668 с.
13. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 26.02.2021).
14. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 № 816 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 26.02.2021).
15. Гааг А.В., Меденцев А.А. О создании профориентационной мини-экосистемы «ТСХИ – общеобразовательные школы – учреждения СПО аграрного профиля» через интеграцию образовательных офлайн и онлайн платформ // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. №1. С. 3575–3582.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Гааг А.В., Бутова О.В., Рябова Н.Н. Проблемы управления человеческим капиталом вуза в условиях цифровизации образовательной среды. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):47-53. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-6
For citation: Gaag A.V., Butova O.V., Ryabova N.N. Problems of managing the university human capital at the educational environment digitalization context. Professional education in the modern world. 2021;11(4):47-53. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-6
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.