Конфликтогенность искусственного интеллекта в образовательном пространстве молодежи поколения Z


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-4

Полный текст:




Аннотация

Сегодня, в двадцатые годы ХХI века, становятся очевидными многие проблемы, которые еще не так давно, лет двадцать-тридцать назад, казались фантастическими сюжетами. Роботизация, искусственный интеллект, замена людей автоматами, которая приведет к массовой безработице и ненужности человека в будущем мире. Подобные ожидания получили название «конфликтогенных», поскольку вызывают будоражащие общество настроения. Действительно, в ряде областей человеческого труда искусственный интеллект работает лучше. Такие задачи, как подбор кадров в организацию, бухгалтерские операции, диспетчеризация, управление транспортным средством в ряде случаев сегодня перекладываются на роботов, электронный мозг. Процесс роботизации пока происходит в мире постепенно, в малоразвитых странах до сих пор выгоднее применять более дешевый человеческий труд, чем автоматы. Однако гарантий, что процесс замены людей автоматическими устройствами не приобретет взрывной характер, нет. Международный валютный фонд (МВФ) разработал сценарии возможных вариантов внедрения искусственного интеллекта в жизнь человечества. Поскольку процесс уже идет, первые симптомы конфликтогенности налицо. Осуществлено исследование реакций представителей молодых поколений на явления в социуме, связанные с вхождением искусственного интеллекта в реальную жизнь. Тревожащими конфликтогенами при внедрении искусственного интеллекта сегодня становятся самоизоляция; самозанятость; одиночество; ненужность обществу как невостребованного специалиста, который не может себя предложить; иллюзия реальности в виртуальной реальности; физиологическая атрофия, ухудшение здоровья; суицидальные наклонности; преступные наклонности (хакерство). Выявлены характерные опасения различных возрастных групп. Приведены точки зрения на ситуацию футурологов, сформулированы мысли о качествах, необходимых человеку ближайшего будущего, включающего широкое применение искусственного интеллекта в различных областях жизни.


Об авторе

И. Э. Соколовская
Государственный университет управления
Россия

Соколовская Ирина Эдуардовна – доктор психологических наук, профессор кафедры социологии, психологии управления и истории

109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99



Список литературы

1. Соколовская И.Э., Волочков И.В. Потребности человека Smart Nations в эпоху искусственного интеллекта // «Smart Technologies»for Society, State and Economy: Inst. of Sci. Communications conf. ISC 2020. Springer, 2020. P. 866–872.

2. Sokolovskaya I.E., Tseveen Ts. Capitalization of the education sector: problems and prospects // 60th International scientific conference on economic and social development – XX International social congress (ISC 2020). Moscow, 2020. P. 524–532.

3. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: АСТ, 1999. 795 с.

4. Соколовская И.Э. Психические благоденствие (благосостояние) и доверие общества в условиях неопределенности // Общество. Доверие. Риски: материалы Ежегод. Междунар. форума. Москва, 2020. С. 252–257.

5. Феоктистов А. Поколения ДО, X, Z и поколение МиллениумY. // Проза.ру. URL: https://proza.ru/2019/04/07/663 (дата обращения: 20.12.2021).

6. Соловьев А.В. Культурная динамики информационного общества: от пост– к протокультуре: дис. … д-ра филос. наук: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2009. 357 с.

7. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний, 2015. №1. С. 94–97.

8. Клименко А.Г. XYZ. Три буквы латинского алфавита, три поколения, три эпохи // Southern Almanac of Scientific Research. 2017. №3. С. 71–74.

9. Асатуллин Б. Р. Влияние электронной коммуникации на современное общество // Язык. Культура. Коммуникация. 2017. №1. Ст. 34. С. 1–4.

10. Рыжков Д.Л. «Информационное общество»: к вопросу о содержании и использовании понятий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2011. Т. 2, №3. С. 171–178.

11. Парасюк Н.В. Рецензия на книгу Юваль Ноя Харари «Sapiens: краткая история человечества». (М., Синдбад, 2018) // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. Т. 10, №2. С. 207–211. DOI: 10.22363/2312-8127-2018-10-2-207-211.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Соколовская И.Э. Конфликтогенность искусственного интеллекта в образовательном пространстве молодежи поколения Z. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):28-35. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-4

For citation: Sokolovskaya I.E. The artificial intelligence conflictogenicity at Z generation youth educational space. Professional education in the modern world. 2021;11(4):28-35. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-4

Просмотров: 428

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)