Социально-философское познание феномена неопределенности и прогнозирование в образовании


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-3

Полный текст:




Аннотация

В ракурсе обсуждения модернизации современного российского образования действует принцип неопределенности, возникающий в обстоятельствах неясности общественных приоритетов, целей, ценностей. С точки зрения образовательной практики отсутствие целостной методологии философского понимания определенности и неопределенности онтологических, эпистемологических, гносеологических, аксиологических научно-исследовательских программ отражается как на удовлетворении познавательных человеческих потребностей, так и на прогнозировании в образовании. Разработка методологической формализации понятий «определенность», «неопределенность», «онтологическая неопределенность» (неартикулированность свойств и поведения системы или отдельного ее элемента), «неопределенность гносеологическая» (в способах познания, формирования мировоззрения, реализации инноваций, а также толковании качества образования с позиции законов рынка), «эпистемологическая неопределенность» (параметрическая, случайная, неоднозначная и неопределенность взаимодействия) связаны с критическим обсуждением существенных признаков неопределенности в обществе и образовании, которые все чаще становятся предметом исследования философии образования. Обзор мнений философов относительно моделей образования будущего указал на критически-ориентированный характер уже существующих первообразов и разработки их сценариев. Необходимость определения теоретического статуса «неопределенности в образовании» тесно связана с пониманием места человека в мире, согласованием в общественном сознании непротиворечивого понимания аксиологических категорий «ценность образования» и «образование как ценность» и новая их интерпретация на основе артикуляции «аксиологической определенности» как новой экосистемы ценностей и принципов их функционирования в образовании будущего. Изменение онтологических, эпистемологических и аксиологических основ российского образования в известной степени является частной экспликацией социально-философского субъективизма. Современные концепты, обсуждающие аксиологический разворот в образовательных практиках, концентрируются вокруг проблемы аксиологической определенности, а именно: сохранении цивилизации и иерархическом характере образовательных целей-ценностей как важной составляющей эффективного управления образованием.


Об авторах

И. В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Яковлева Ирина Владимировна – кандидат философских наук, доцент, научный сотрудник Научного центра Российской академии образования

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Косенко Татьяна Сергеевна – кандидат философских наук, доцент, заместитель руководителя Научного центра Российской академии образования; профессор кафедры гуманитарных и социальных наук

630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2



Список литературы

1. Ясперс К. Истоки истории и ее смысл // Смысл и назначение истории. Москва: Политиздат, 1991. 288 с.

2. Визир П.И., Урсул А.Д. Диалектика определенности и неопределенности. Кишинев: Штиинца, 1976. 124 с.

3. Гречанова В.А. Неопределенность и противоречивость в концепции детерминизма. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. 134 с.

4. Фролова М.И. Мир человека: неопределенность как вызов (XVII Фроловские чтения) // Вопросы философии. 2018. №4. С. 187–190.

5. Пигалев А.И. О некоторых философских аспектах современных концепций снятия неопределенности // Мир психологии. 2017. №3. С. 129–140.

6. Веселкова В. С. Прогнозирование в условиях неопределенности // XXXIV Огаревские чтения: материалы науч. конф. Саранск, 2006. Ч. 1: Гуманитарные науки. С. 14–16.

7. Збрищак С.Г., Звягин Л.С. Неопределенность в задачах моделирования и управления сложных, слабо формализуемых многокомпонентных систем // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. Санкт-Петербург, 2020. Т. 1. С. 15–19.

8. Зубрихина А.А. Актуализация проблемы неопределенности: современные вызовы и стратегии поведения // Новые вызовы неопределенности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2020. С. 38–40.

9. Вихорев С.А. Ценностные ориентации студентов как фактор морального выбора в контексте толерантности к неопределенности // Философия образования. 2010. №3. С. 232–236.

10. Ефремова И.Н., Белкова Т.М. Способы и средства выражения категории определенности / неопределенности в русском и французском языках // Концепт. 2017. Т. 28. С. 27–30.

11. Богданова Е.В. Категории «определенность» и «неопределенность» как элементы договорного регулирования общественных отношений // Законодательство и экономика. 2012. №4. С. 21–28.

12. Назарова Т.С. Общее среднее образование в условиях неопределенности // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. 2013. №4. С. 30–49.

13. Бегалинова К.К., Косенко Т.С., Наливайко Н.В. Принцип неопределенности в образовании как социально-философская проблема // Философия образования. 2016. №2. С. 122–128.

14. Коджаспирова Г.М. Фактор неопределенности в процессе подготовки учителя // Человеческий капитал. 2021. №1. 131–140. DOI: 10.25629/НС.2021.01.13.

15. Новосадов С.А. Образование третьего тысячелетия: смена логики социального поведения // Философия образования. 2018. №1. С. 79–106.

16. Косенко Т. С., Наливайко Н.В., Лигостаев А.Г., Яковлева И.В. Изменение роли образования в ХХI в. (стенограмма вебинара) // Философия образования. 2018. №3. С. 199–220.

17. Основные причины, негативно влияющие на эффективность функционирования системы отечественного образования и тормозящие историческую востребованность ее поступательного развития. Стенограмма вебинара // Философия образования. 2016. №4. С. 168–176.

18. Кальней М. С. О методологии социального прогнозирования // Философия образования. 2008. №2. С. 62–69.

19. Дудина М.Н. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности // Философия образования. 2019. Т. 19, №2. С. 20–35.

20. Новосадов С. А. Формирование новой методологии образования путем выхода из существующей техногенной и социокультурной парадигмы // Философия образования. 2020. Т. 20, №1. С. 5–24.

21. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. «Предпринимательский университет» как модель трансформации образовательных организаций: теоретические подходы и российский опыт // Философия образования. 2019. Т. 19, №4. С. 5–19.

22. Абрамова М.А. Модель единого образовательного пространства и (или) сохранение национальной системы образования? // Философия образования. 2020. Т. 20, №1. С. 25–37.

23. Тарасова О.И. Образование: между прошлым и будущим // Философия образования. 2020. Т. 20, №4. С. 17–31.

24. Яковлева И.В. Аксиология образования как формирующаяся система: социально-философская рефлексия // Философия образования. 2020. Т. 20, № 12. С. 31–47.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Яковлева И.В., Косенко Т.С. Социально-философское познание феномена неопределенности и прогнозирование в образовании. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):19-27. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-3

For citation: Yakovleva I.V., Kosenko T.S. Socio-philosophical cognition of the phenomenon of uncertainty and forecasting in education. Professional education in the modern world. 2021;11(4):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-3

Просмотров: 312

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)