Стратегия непрямых действий в образовательных технологиях


https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-2

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются современные образовательные технологии, анализируются подходы к их классификации. В частности рассматривается такой классификационный критерий, как особенности управления познавательной деятельностью. Отмечено, что управление познавательной деятельностью в ряде образовательных технологий может быть охарактеризовано как «стратегия непрямых действий». Термин «стратегия непрямых действий» ввел в оборот выдающийся военный теоретик и историк Б.Г. Лиддел Гарт. Этот термин ранее использовался в военном деле и применительно к межгосударственным отношениям, но не в педагогике, однако он наилучшим образом характеризует целеполагание во многих образовательных технологиях. Применительно к образовательным технологиям «стратегия непрямых действий» заключается в том, что обучающийся осознанно преследует одну цель, фактически же достигает другой цели. Та цель, которая представляется студенту максимально значимой в учебном процессе, в действительности носит подчиненный, служебный характер. В этом проявляется такое общее свойство иерархических систем, как способность к формированию системных инверсий. При системной инверсии низший, подчиненный элемент в иерархии приобретает главенствующее значение, оставаясь при этом на своей прежней невысокой иерархической позиции. Иначе говоря, возникает противоречие между формальным положением элемента в системе и его действительной ролью в ней. Например, такая ситуация складывается при применении игровых образовательных технологий. Обучающийся, погруженный в учебную игру, не воспринимает и не осознает ничего, кроме самой игры, однако в этой игре он приобретает ряд важных профессиональных навыков. Это обусловлено самой природой игровой деятельности, в которой решающее значение приобретает не внешняя цель, а сам процесс игры. Похожее положение складывается при применении проблемного обучения. Обучающийся решает учебную проблему, которая в процессе деятельности представляется ему чем-то очень важным. Однако действительно важной оказывается не сама проблема, а компетенции, которые приобретает обучающийся в процессе ее решения. Подобным же образом стратегия непрямых действий проявляется при применении метода проектов, а также при использовании технологии кейс-стади.


Об авторах

Д. А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Севостьянов Дмитрий Анатольевич – доктор философских наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



И. Э. Толстова
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Толстова Ирина Эдвиновна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой кадровой политики и управления персоналом

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Список литературы

1. Зверева Е.А. Особенности медиапотребления «поколения Y» и «поколения Z» // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. С. 205–216.

2. Лепешкина А.Б. Понятие, сущность, структура, классификация и роль педагогической технологии в образовательном процессе // Символ науки. 2017. №2. С. 155–157.

3. Александров Г.Н., Иванкова Н.И., Тимошкина Н.В., Чшиева Т.Л. Педагогические системы, педагогические процессы и педагогические технологии в современном педагогическом знании // Образовательные технологии и общество. 2000. №2. С. 134–149.

4. Виловатых А.В. Кое-что о технологиях глобального доминирования на примере «Стратегии неприятных действий» // Дискурс-Пи. 2014. №4. С. 76–79.

5. Степанов И.В. Стратегия непрямых действий Лиддел Гарта: попытка изобретения философского концепта средствами военной теории // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Философия. 2019. №1. С. 125–128. DOI: 10.24412/2658-7750-2019-1-125-128.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.04.2021).

7. Севостьянов Д. А. Противоречие и инверсия. Новосибирск: Золотой колос, 2015. 245 с.

8. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. Санкт-Петербург: П-2, 2006. 189 с.

9. Хейзинга Й. Homo ludens. Москва: Прогресс-Академия, 1992. С. 5–240.

10. Хекхаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивации // Мотивация и деятельность. Москва, 1986. Т. 2. С. 234–248.

11. Майерс Д. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 752 с.

12. Бугров А.В. Проектные методы в образовании как инновационная технология // Образование, наука и производство. 2014. №1. С. 59–62.

13. Зайнашева Г.Н., Мингазова С. Г. Метод проектов в научно-исследовательской работе студентов // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2015. №1. С. 77–79.

14. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. Москва: Искусство, 1991. 368 с.

15. Антонова Л.Е. Проектная технология как основа реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2014. № 12. С. 55–59.

16. Абзалова С.Р., Мазитова Ф.Л. Метод проектной технологии как способ повышения качества подготовки студентов по иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 23. С. 283–286.

17. Алиева М.Б., Есенова Э. М. Возможности использования технологий «Case-study» в профессионально-ориентированном обучении студентов // Инновационная наука. 2016. №1–3. С. 76–78.

18. Беркутова О.В. Организация обучения студентов по методу кейс-стади // Мир науки, культуры, образования. 2018. №6. С. 150–151.

19. Авдеева Т.И., Высокос М.И., Зыкова С.И. Применение метода case-study в преподавании // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10–2. С. 81–83.

20. Окуненко Л. А. Тагильцева Н. Г., Заплатина Е. А. Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №4. С. 15–21.

21. Харченко М.Г. Метод конкретных ситуаций как способ формирования профессионального мышления // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. №1. С. 68–71.

22. Дзугаева З.Р., Абдалов Ш.У., Каримов Э.У. Поддержание конкуренции для повышения качества образования с использованием case-study // Современные инновации. 2017. №4. С. 55–56.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Севостьянов Д.А., Толстова И.Э. Стратегия непрямых действий в образовательных технологиях. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(4):10-18. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-2

For citation: Sevostyanov D.A., Tolstova I.E. The strategy of indirect actions in educational technologies. Professional education in the modern world. 2021;11(4):10-18. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2021-4-2

Просмотров: 252

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)