Применение инструментария тренинг-технологии как основа еe успешной реализации во внутриорганизационном обучении


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-20

Полный текст:




Аннотация

Проблемными полями исследования в рамках рассматриваемой темы являются отсутствие классификации тренинговых методов во внутриорганизационном обучении, недостаточное качество применения инструментария в практике внутриорганизационного обучения, а также применение инструментов для оценки и анализа проводимых тренинговых мероприятий. Выделенные аспекты позволили определить соответствующие векторы исследования: компетентность тренера, систематизация тренинговых методов и техник, особенности применения инструментария, методология инструментария оценки обучающих занятий. Важнейшей характеристикой компетентности корпоративного тренера является владение инструментарием тренинг-технологии на высоком уровне. В статье в качестве основных выделяются такие компетенции корпоративного тренера, как ориентация на результат, эффективная коммуникация, эффективная самопрезентация, убеждение и влияние, уверенность и стрессоустойчивость, создание мотивирующей образовательной среды. Особое внимание уделяется феномену педагогического артистизма, внутренним и внешним условиям его развития. Приведены в систему основные тренинговые техники (информационная, стимуляционная, упражнения по практическому выполнению работы, групподинамические упражнения) и относящиеся к ним тренинговые методы. Рассмотрены критерии и ограничения, которые рекомендуется учитывать при выборе инструментов тренинг-технологии. Введены разграничения инструментов при рассмотрении их арсенала (инструменты планирования; непосредственной реализации процесса; контроля (мониторинга), оценки и анализа полученных результатов; посттренингового сопровождения). В качестве особенностей применения инструментария тренинг-технологии во внутриорганизационном обучении обозначены формирование целевых ориентиров для каждого этапа реализации тренинга; определение задач и алгоритма реализации тренинга; составление программы тренинга; хронологическое планирование учебных единиц; планирование необходимого методического сопровождения учебных единиц; соблюдение принципа планирования тренинга на основе итеративной модели с одним и более контурами; использование деловых и имитационных игр, упражнений и заданий; использование нескольких сценариев проведения занятий; преподнесение информации в зависимости от особенностей ее восприятия; учет целевой аудитории; учет возрастных характеристик аудитории и др.

Об авторах

А. В. Черепанов
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черепанов Аркадий Владимирович – кандидат экономических наук, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом факультета экономики и управления

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Г. А. Рехтина
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Рехтина Галина Александровна – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры кадровой политики и управления персоналом факультета экономики и управления

630039, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Список литературы

1. Черепанов А. В., Рехтина Г. А. Тренинг-технология как фактор успешности внутриорганизационного обучения и развития человеческих ресурсов: методологический аспект // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 2. С. 3855–3870.

2. Польникова Е. А. Ключевые компетенции корпоративного тренера // Психологические науки. 2015. URL: https://research-journal.org/psycology/klyuchevyekompetencii-korporativnogo-trenera/ (дата обращения: 16.04.2021).

3. Черепанов А. В., Рехтина Г. А. Организационноуправленческие аспекты реализации тренингтехнологии в системе обучения и развития персонала // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. С. 144-154.

4. Чеглакова Л. Тренинг как инструмент управления эффективностью компании. URL: http://www.socmech.ru/files/library/public/articles/12.pdf (дата обращения: 16.04.2021).

5. Черепанов А. В. Тренинг-технология как метод управления человеческими ресурсами в условиях экономики знаний. Новосибирск : Золотой колос, 2017. 180 с.

6. Педагогический артистизм как профессиональная и личностная характеристика. URL: https://infourok.ru/nauchnaya-statya-pedagogicheskiy-artistizm-kakprofessionalnaya-i-lichnostnaya-harakteristika-3930526.html (дата обращения: 29.05.2021).

7. Можейко Л. М., Можейко Л. А. Педагогический артистизм и его роль в процессе обучения // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2004. № 3. С. 85–87.

8. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Речь, 2004. 171 с.

9. Ротанова М. Б. Тенденции корпоративного обучения в контексте образовательных парадигм // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2014. № 1. С. 75–82.

10. Андриянова М. В. Внутрифирменное обучение персонала в России: тенденции и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 2. С. 27–30.

11. Шмакова С. Б. Особенности обучения людей среднего возраста в системе повышения квалификации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 24–29.

12. Лунев Ю. А. Подходы к профессиональной подготовке высших и линейных менеджеров в сфере управления человеческими ресурсами // Бизнес Инженеринг Групп. URL: http://www.bigc.ru/publications/bigspb/personal/podhod_to_hrm.php (дата обращения: 16.04.2021).

13. Mintzberg H. Managers not MBAs: a hard look at the soft practice of managing and management development. Sun Francisco : Betrrett-Koenler Publ., 2004. VII, 464 p.

14. Сухова Е. В. Современные работники: личностные характеристики, особенности обучения. Москва : ИНФРА-М, 2020. 142 с.

15. Жарова Т. В. Дистанционные технологии в системе внутрифирменного обучения персонала // Управление развитием персонала. 2018. № 2. С. 82–90.

16. Свищев А. В. Проблемы формирования технологий бизнес-знаний современных фирм // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 2. С. 46–48.

17. Черепанов А. В. Развитие ключевых компетенций менеджеров, как фактор достижения стратегических целей организации : автореф. дис. … канд. экон. наук. Новосибирск, 2011. 24 с.

18. Шаумян Н. Инструменты тренинга: обновляем старые пластинки! URL: https://hr-tv.ru/articles/authoropinion/instrumenty-treninga.html (дата обращения: 11.03.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Черепанов А.В., Рехтина Г.А. Применение инструментария тренинг-технологии как основа еe успешной реализации во внутриорганизационном обучении. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):206-215. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-20

For citation: Cherepanov A.V., Rekhtina G.A. The use of training technology tools as the basis for its successful implementation in intra-organization training. Professional education in the modern world. 2021;11(3):206-215. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-20

Просмотров: 279

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)