Идея и методика воспитания «завтрашней радости» А. С. Макаренко как ретроинновация в педагогике успеха


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-13

Полный текст:




Аннотация

Введение и постановка задачи. Раскрывается психолого-педагогическое содержание концепции завтрашней радости А. С. Макаренко как взгляда на растущего человека в перспективе его личностного развития, а также достижения им успеха в учебной деятельности своими силами. Методология и методика исследования. Пошагово представлена технология создания ситуации успеха как реальное воплощение концепции завтрашней радости. Среди привлекательных моментов методики А. С. Макаренко – слаженная работа («чувство локтя») в коллективе; мотивированный труд («чувство радости»); гибкая система поощрений; жесткая дисциплина и ответственность за результаты (успехи/неуспехи) своего труда, а также высокий уровень доверия к человеку, которое влияет на результаты производства и способствует успеху/неуспеху в деле. Результаты. В целом ретроспективное изучение идей А. С. Макаренко показало, что способом организации и модернизации учебной деятельности может стать ситуация успеха, в основу которой заложены глубинные механизмы: мотивообразующая эмоция («завтрашняя радость»), с одной стороны, и цель («перспектива»), ориентирующая на успех, для достижения которого необходимы силы и благоприятные педагогические условия – с другой. Примером ретроинновации А. С. Макаренко может служить ситуация успеха по типу завтрашней радости. «Завтрашняя радость» – ключевая идея педагогики А. С. Макаренко, основанная на вере педагога в то, что завтра ребенок станет лучше, чем был вчера. Выводы. В статье предложены модернизированные педагогические приемы, которые активизируют радость и доверие ребенка, способствуя достижению им успеха своими силами. Среди приемов выделены авансирование доверием, эмоциональный взрыв, позитивный расклад, постановка цели-перспективы. Мы понимаем ситуацию успеха как ситуацию, в которой личность обязательно справится с учебным заданием, не сегодня, так завтра. Мы считаем, что для этого достаточно, чтобы задания были посильными и пробуждающими позитивный потенциал обучающихся, а помощь учителя носила скрытый характер (в форме совета, консультации и даже подсказки).


Об авторе

Ю. В. Андреева
Башкирский институт социальных технологий (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
Россия

Андреева Юлия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент

450054, г. Уфа, проспект Октября, д. 74/2



Список литературы

1. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию : пер. с англ. Москва : АСТ ; Ермак, 2004. 730 с.

2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 5. Москва : Педагогика, 1985. 331 с.

3. Андреева Ю. В. Оптимистическая направленность воспитательной педагогики А. С. Макаренко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 3. С. 51-65.

4. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. Москва : Юрайт, 2016. 249 с.

5. Богуславский М. В. Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского : дис. … канд. пед. наук. Москва, 1986. 250 с.

6. Богуславский М. В. Социальный оптимизм. Педагогика Антона Макаренко // Учительская газета. 2018. № 13.

7. Неустроев А. Н. Педагогическое новаторство А. С. Макаренко в контексте современности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 256. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10630 (дата обращения: 28.04.2021).

8. Макаренко А. С. О воспитании. Москва : Политиздат, 1988. 255 с.

9. Белкин A. C. Ситуация успеха : кн. для учителя. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 1997. 185 с.

10. Макаренко А. С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании. Москва : Карапуз, 2009. 285 с.

11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Москва : АСТ, 2015. 703 с.

12. Макаренко А. С. Сочинения. В 5 т. Т. 4. 2-е изд. Москва : АПН РСФСР, 1957. 552 с.

13. Bowen J. Soviet Education. A. Makarenko and the years of experiment. Madison : The Univ. of Wisconsin Press, 1962. 232 p.

14. Frose L. Ideengeschichtliche Triebkräfte der russischen und sowjetischen Pädagogik. 2., stark erweiterte Aufl. Heidelberg, 1963. 299 S.

15. Valentin P. Der Spielgedanke als Grundmotiv der Erzihungskonzeption A. S. Makarenkos. Bock und Herschen Verlag, 1979. 221 S.

16. Lawrence F. Makarenko – pioneer of cOmmunist education // The Modern Quarterly. 1953. Vol. 8, № 4. P. 234–240.

17. Гриценко Л. И. А. С. Макаренко: педагогика, устремленная в будущее. Москва : Порталус. 18 октября 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1192708977&archive=1196815207&start_from=&ucat=& (accessed 13.02.2021).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Андреева Ю.В. Идея и методика воспитания «завтрашней радости» А. С. Макаренко как ретроинновация в педагогике успеха. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):135-144. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-13

For citation: Andreeva Y.V. A. S. Makarenko’s idea and methodology of upbringing “tomorrow’s joy” as a retroinnovation in the pedagogy of success. Professional education in the modern world. 2021;11(3):135-144. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-13

Просмотров: 604

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)