Фокус роста в менторинге: профессиональные компетенции руководителя дошкольной образовательной организации


https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-12

Полный текст:




Аннотация

Актуальность статьи заключается в необходимости презентации и внедрения западных направлений научных основ менторинга в систему профессионального образования, а именно: дошкольные образовательные организации (ДОО) Российской Федерации. На мировой арене наблюдается ориентация на трансформацию всей образовательной системы, которая выражается в усилении эффективности деятельности образовательных организаций в соответствии с различными образовательными стандартами: увеличением/ уменьшением длительности обучения, пересмотром образовательных программ и переводом их на дистанционный формат. Отечественный опыт исследований в области менторинга (исследования проводились на базе Института психологии и образования Казанского федерального университета) демонстрирует современные подходы, которые можно применять на практике будущими и действующими руководителями дошкольных образовательных организаций. Многолетние исследования в области отечественного и зарубежного менторинга как фактора повышения профессиональной компетентности начинающих педагогов (Кларин, 2016; Golman, 2019; Whitmore, 2009), а также педагогов, имеющих достаточный опыт в педагогической деятельности в образовательной организации; изучение «включения» западных методов и техник менторинга (баддинг (budding), шедоуинг (shadowing), коучинг (coaching), эдвайзинг (advising) в деятельность руководителя и педагогического состава дошкольной образовательной организации – эти и другие аспекты мы рассматривали в предыдущих работах. Цель статьи заключается в применении западных направлений в управленческой и руководящей деятельности на уровне образовательных организаций. Раскрыты основные подходы менторинга, отражающиеся в этапах: «брифинг», «экспликация» и «эволюция», в процессе сопровождения руководителями начинающих педагогов в практике образовательной организации. Статья предназначена для педагогов и руководителей системы образования.

Об авторе

А. М. Гарифуллина
Казанский федеральный университет
Россия

Гарифуллина Альмира Маратовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования

420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, д. 18



Список литературы

1. Гарифуллина А. М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета 2020. № 1. С. 179–185.

2. Гарифуллина А. М., Башинова С. Н. Менторинг всистеме дошкольного образования Российской Федерации// Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 104–107. F_Kazanskij_pedagogicheskij__6_2019__1_.pdf (дата обращения: 14.02.2021).

3. Габдулхаков В. Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах // Сборник тезисов по итогам профессорского форума 2019 «Наука. Образование. Регионы». Москва, 2019. № 6. С. 162–164.

4. Golman D. Social Intelligence. Нью-Йорк, 2007. URL: https://books.google.ru/books/about/Social_Intelligence.html?id=o9loAwAACAAJ&redir_esc=y (дата обращения: 14.02.2021).

5. Еремин В. А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками. Москва : ВЛАДОС, 2017. 176 c.

6. Гарифуллина А. М. Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе в детской поликульттурной среде // Казанская наука. Казань. 2017. № 6. С. 104-107.

7. Геммерлин Т. В., Белякова Н. Н. Эффективные формы наставничества в го-сударственном образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» 1839 // Развитие института наставничества в условиях модернизации педаго-гического образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. Москва, 2010. С. 14-19.

8. Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. № 10. С. 5–15.

9. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва : Альпина Паблишер, 2017. 388 с.

10. Гарифуллина А. М. Менторинг – тайм-менеджмент для дошкольной организации в условиях цифровизации образования Российской Федерации // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 1. С. 171–176.

11. Закурдаева С. Ю., Чинарева О. А. Наставничество как средство создания целостной развивающей среды в образовании // Развитие института наставничества в условиях модернизации педагогического образования : материалы межрегион. науч.-практ. конф. Москва, 2010. С. 28–30.

12. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. Москва : Альпина Паблишер, 2018. 265 с.

13. Garifullina Alm. M., Zakirova V. G., Bashinova S. N., Pomortseva N., Garifullina Ais. M. Self-actualization of a young teacher’s personality in multicultural child educational environment // IFTE-2019 : proc. of the V International forum on teacher education. Kazan, 2019. pp. 102–111.

14. Doran G. T. There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives // Management Review. 1981. Vol. 70. pp. 35–36. URL: https://community.mis.temple.edu/mis0855002fall2015/files/2015/10/S.M.A.R.T-WayManagement-Review.pdf (дата обращения: 14.02.2021).

15. Каменская И. Н. Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СанктПетербург, 2014. С. 34–37.

16. Попов А.А. Педагогическая антропология в контексте идей самоопределения [Текст] / А.А. Попов, И.Д. Проскуровская //Вопросы образования. – 2007. – № 3. – С. 186-198.

17. Гагаев П. А., Гагаев А. А. Русская цивилизация и крестьянство: педагогика соборности. Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. 151 c.

18. Габдулхаков В. Ф., Гарифуллина Альм. М., Гарифуллина Айс. М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы // Вестник образования : сб. ст. и метод. материалов III Междунар. образоват. сес. «Высшая шк. педагогики: учитель, воспитатель, наставник». Москва, 2019. С. 112–116.

19. Казаринова Д. Б. Европейская интеграция. Политико-институциональное и социокультурное измерения. Москва : РТВ-Медиа, 2006. 160 с.

20. Кларин М. В. Сто лет исследовательского обучения в России // Психолого-педагогический поиск. 2016. № 1. С. 66–87.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гарифуллина А.М. Фокус роста в менторинге: профессиональные компетенции руководителя дошкольной образовательной организации. Профессиональное образование в современном мире. 2021;11(3):126-134. https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-12

For citation: Garifullina A.M. The focus of growth in mentoring: professional competences of the head of a preschool education. Professional education in the modern world. 2021;11(3):126-134. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2224-1841-2021-3-12

Просмотров: 342

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-1841 (Print)